МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18 С КРЫМСКОТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» УТВЕРЖДЕНО приказом № 172/01 от 31 августа 2021г. (Директор МБОУ «СШ №18» 1 Н.И. Ашуров 1августа 2021г. луе^ КРЬ/*4’ ии ОУ И Й ПОЛОЖЕНИЕ О Ш КОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ I. О бщ ие п олож ен и я 1. П о л ож ен и е о школьной библ и отек е муниципального бюджетного бщеобразовательного учреждения «Средняя школа №18 с крымскотатарским языком обучения города Евпатории Республики Крым» (далее - П о л о ж е н и е) р азработано в соотв етств и и с Ф едеральным законом от 2 9 .1 2 .2 0 1 2 г . № 2 7 3 - 0 3 «Об образовани и в Р осси й ск ой Ф едерации», Федеральным зак оном от 2 5 .0 7 .2 0 0 2 г . № 1 14-ФЗ «О пр оти водей ств ии экстр ем и стк ой деятел ьн ости» (ред. от 2 1 .0 7 .2 0 1 4 с изм енениями, вступивш ими в силу с 02.08. 2 0 1 4 ), Федеральным законом от 2 9 .1 2 .2 0 1 0 г . № 4 3 6 -Ф 3 «О защ ите детей от информации, причиняющ ей вред их зд ор ов ью и развитию», Ф едеральным законом от 2 4 .0 7 .1 9 9 8 г . № 124-Ф З «Об основны х гарантиях прав ребёнка в Р осси й ск ой Ф едерации», Федеральным законом от 2 9 .1 2 .1 9 9 4 г . № 78-Ф З «О би бл и отеч н о м дел е», в соответстви и с ФГОС НОО, ФГОС ООО, СанПин, У ставом обр азов ател ьн ой организации. Н астоящ ее П о л ож ен и е распространяется на би бл иотеку Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №18 с крымскотатарским языком обучения города Евпатории Республики Крым» (далее - Школа). 2. Б иблиотека является структурным п о др азд ел ен и ем Школы, участвую щ им в у ч еб н о-в осп и тател ь н о м п р оц ессе в целях обесп еч ен и я права участников обр азов ател ьн ого п р оц есса на б есп л а тн о е пользование библиотечно инф ормационны ми ресурсам и. 3. Деятельность би блиотеки Школы отражается в уставе общ ео б р а зо в а т ел ь н о г о учреж дения. О б е сп еч ен н о сть би блиотеки учебны м и, м етодическ им и и справочными докум ентам и учитывается при лиц ензи ровани и об щ ео б р а зо в а тел ь н о г о учреж дения. 4. Цели библиотеки соотносятся с целями о б щ еоб р азов а тел ь н ого учреждения: - форм ирование общ ей культуры личности обучаю щ и хся на осн о в е усвоения обя зател ьн ого минимума содерж ани я общ еоб р азовател ьн ы х программ, их адаптация к жизни в общ естве; со здан и е основы для осозн а н н о го выбора п роф ессиональны х образовательны х программ; и п о сл ед у ю щ ег о освоения - воспитание гр аж дан ствен ности , патриотизма, тол еран тн ости, уважения к фундаментальны м правам и св об ода м человека, разным культурам и языкам, тр удол ю бия , любви к окруж аю щ ей природе, семье; - ф ормированию зд о р о в о го образа жизни 5 Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Ро сс ий ско й Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Рос сийской Федерации и исполнительных органов субъектов Ро сс ий ско й Федерации, решениями со о тв етс тв у ющ его органа управления обр азованием, уставом Школы и настоящим Пол оже ни ем 6 Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, об щ ед о ст у п н о ст и , приоритета человеческих цен ностей, отсутствия дискриминации по культурному, языковому, социальному, половому признаку, с в о б о д н о г о развития личности, светского характера образования 7. Порядок пользования источниками информации, перечень основ ны х услуг и условия их предоставления определяются настоящим П о л о ж е н ие м и Правилами пользования библиотекой 8 Школа несет ответственность за д о ст уп н ос ть инфор ма ци онн ого обслуживания библиотеки и качество б и бл ио те ч н о - В библиотеке запрещается издание и ра спр остранение печатных, аудио, аудиовизуальных и иных материалов, со де рж ащ и х хотя бы один из признаков, п р еду смо тр ен ны х частью первой статьи 1 Фе дерального закона от 25 0 7 . 2 0 0 2 № 1 14-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» Персональную ответственность за соо тветствие фонд ов би блиотеки требованиям де йс тв у ю щ ег о законодательства возлагается на педагога-библиотекаря Ком ис сие й, со з д а н н о й по приказу директора школы, все по сту па ющ ие в биб ли оте ку документы, литература в обязательном порядке сверяются с Федеральным списком экстремистских материалов 1 раз в месяц проводится ревизия библио теч ны х фон до в на выявление литературы, причиняющей вред здо ро в ью и развитию детей, в том числе экстр емист ского характера В библиотеке 1 раз в месяц обновляются данные из Фе дерального списка экстремистских материалов, которые распечатываются и добавляются к ранее распечатанному списку При об н а р у же ни и материалов, включенных в Федеральный список экстремистских материалов, а также материалов, наносящих вред зд оро вь ю и развитию обучающихся, они изымаются, составляется акт о списании и у н и чт ож ени и исключённой из библиотеки литературы и материалов 9 Организация обслуживания участников образова тел ьно го процесса производится в соответствии с правилами техники б ез о п а сн ос ти и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями 11. О с н ов н ы е задачи 10 Основными задачами библиотеки являются: а) обеспечение участникам образова тел ьно го процесса обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучаю щих ся (далее - пользователям) - до ст уп а к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредс тво м использования би бл ио те ч но -и нф о р ма ци он н ы х ресурсов общ еоб р а зо ва те л ьн ог о учреж ден ия на различных носителях: бу м а ж н ом (книжный фонд, фонд периодич еск их изданий); магнитном ( ф он д ау дио- и видеокассет); цифровом (С Э-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях, {у V б) воспитание культурного и гражданского самосознания, развитии его тв орческого потенциала, в) формирование навыков независимого би бл и о те ч н ог о поиску, о тб ор у и критической оценке информации; пользователя: обучение г) сов ер шенствование предоставляемых би бл ио тек ой усл уг на о сн ов е внедрения новых ин фо рмационны х тех н ол о г ий и компьютеризации б и бл ио те ч н о информационных про цессов , формирование комфортной биб л и о те ч н ой среды. I I I . Ос н ов н ы е функции I I Для реализации осно вн ых задач, библиотека: а) комплектует универсальный фо нд учебными, ху до ж ес тв е н н ы м и , научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации в соответствии с Федеральным законом от 2 5 . 0 7 . 2 0 0 0 № 114-ФЗ «О противод ейс тв ии экстремисткой деятельности», не допуская появления в б и бл и оте ч н ом фо нд е школы печатных материалов эк стремистского характера: - аккумулирует фо нд докум ент ов, соз даваемых в о бщ ео б р аз о ва те л ьн ом учр еж ден ии (публикаций и работ педагогов общ ео б р а з о ва те л ьн ог о учреждения, лучших научных работ и рефератов о бу ча ю щи хся и др ), - осуществляет размещение, организацию и сохра нн ост ь документов; б) созд ает информ ац ион ну ю продукцию: - осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации, - ор ганизует и ведет справочно-би бл ио гра фич ес ки й аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систе мат иче ску ю картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общ еоб р аз о ва те л ьн о г о учреж дения, - разрабатывает рекомендательные библио гра фич еск ие п осо би я (списки, обзоры, указатели и т п ); - обе спе чив ае т ин формирование пользователей об ин фор мац ио нн ой продукции, в) осуществляет д и ф ф ер ен ц и р о в а н н ое б и б л и о т еч н о - и н ф о р м а ц и о н н о е об сл уж и в ан и е обучающихся: - предоставляет информационные ресурсы на различных изучения их интересов и информационных п отр ебн ост ей, носителях на о сн ов е - со зд а ет условия для реализации самостоят ельн ост и в обуче ни и, познавательной, творческой деятельности с о по ро й на коммуникацию, с п о с о б с т в у е т развитию навыков сам ообучения (участие в сетевых олимпиадах, телек оммун ик аци онн ых проектах в систе ме ди ст а н ци он н ог о обуче ни я), - организует обу че н и е навыкам неза вис имо го б и б л и от еч н ог о пользователя потребителя информации, с о де й ст ву е т интеграции комплекса знаний, умений навыков работы с книгой и информацией, и и - оказывает информ ац ио нн ую п о дде рж ку в решении задач, возникающих в про цес се их ччебной, самообразов ател ьн ой и д о с у г о в о й деятельности, - организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие об щ ей читательской культуры личности, сод ей ст ву е т развитию критического мышления, и - со де йст вуе т членам педа го гич еск ого коллектива и администрации учреж ден ия в организации об ра зовательного процесса и д о су г а обу ча ю щ и х ся (просмотр ндеофильмов, С Б- ди ско в, презентации развивающих компьютерных игр), г) осуществляет д иф ф ер ен ци р ов ан н ое б и б л и о те ч н о- и н ф ор м ац и о н н ое об слу жи ва ни е педагогических работников выявляет информационные по тр ебности и удов летворяет запросы, связанные с об;, чением, воспитанием и здо ров ьем детей; выявляет информационные по требности и удовлет вор яет педагогических инноваций и новых технологий; соде йс тв у е т п р оф ес си он ал ьн ой проведению аттестации; компетенции, запросы повышению в области квалификации, - со зд ае т банк пед аг огической информации как основы един ой информац ион ной службы об щео б р аз ов ат ел ьн о г о учреждения, осу ществляет накопление, сист ематизацию информации по предметам, разделам и темам; - организует д ост уп к банку педаг оги че ско й информации на любых носителях; просмотр электронных версий п едагогич еских изданий, осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), ин формирование руководства об щ ео бр аз ова тел ьн ог о учреждения по вопросам управления образовательным процессом; - по ддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, ШеЬ-страниц и т п ), - с п о со бс тв у ет пр о ве д ен ию занятий по фор мированию ин фор мац ио нн ой культуры, является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами, д) осуществляет ди ф ф ер ен ц и р ов ан н о е б и б л и о т е ч н о - и н ф о р м а ц и о н н о е обслу жив ан ие родителей (иных законных представителей) обучающихся: - удов летворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; консультирует по вопросам организации информацией по воспитанию детей, се м е й но го чтения, знакомит с - консультирует по вопросам уче бных изданий для об уч аю щи хся IV. О рг ан и за ц и я д е я те л ь н ос ти би бли оте ки 12 Школьная библиотека по своей структуре делится на або немен т, читальный зал, отдел учебников Би бл ио теч н о- и нф ор ма ц ио н н ое о бс лу жи ва ни е осуществляется на основ е б иб л и от еч но -и нф ор ма ци он ны х ресу рс ов в соответствии с учебным и воспитательным планами об ще об р аз ов а те л ь но г о учреждения, программами, оектами и планом работы библиотеки - В целях о бе спе чен ия модерн из ац ии библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общ ео б р аз о ва те л ьн ое *чпеж ден ие об ес пе чив ае т библиотеку: гарантированным финансированием комплектования би бл и от еч н о- I ормационных ресурсов (в смете учреж ден ия выводится отдель но ), - н ео бх оди мы ми слу же бн ыми и прои зводств енны ми помеще ни ями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике б ез о п а сн о ст и эксплуатации компьютеров (о тсутствие высокой влажности, запыленности помещения, ■ грозионно-активных примесей или электроп ро вод ящ ей пыли) и в соответствии с по ложениями СанПиН. со в ре ме н но й электронно-вычислительной, те л ек омм ун ик аци он но й и копировально-множительной техникой и не о б х о д и м ы м и программными продуктами, - ремонтом и сервисным о бс лу жив ан ием техники и об ор удо ван ия библиотеки, - библиот еч но й техникой и канцелярскими принадлежностями :6 Школа с о з да ет условия для со хр анн ост и аппаратуры, об ор уд ов ан и я и имущества библиотеки 17 Ответственность за систематичность и качество комплектования о сн ов н ого фонда библиотеки, комплектование у ч е б н о г о фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и у ч е б н о - м е т о д и ч е с к и х изданий несут заместители директора по у че бн ой работе, со зд ан и е не о бх о ди м ы х условий для деятельности библиотеки несет руководитель об щ ео бр аз ова тел ьн ог о учреждения в соответ ств ии с уставом учреждения 18 .Режим работы библиотеки внутреннего распорядка Школы определяется в соо тветствии с правилами V. У п р ав л ен и е . Штаты 19 Управление би бл ио тек ой осуществляется в соо тветствии с зак онодательством 'оссийской Федерации, субъектов Рос си й ск ой Федерации и уставом школы 20 Общ ее ру ководс тво деятельностью об щ ео бр аз ова тел ьн ог о учреждения библиотеки осуществляет руководитель 21 Руководство библио тек ой осуще ств ля ет педагог-библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед о б щ ес тв ом и ру ко водителем о бщ ео бр аз ова тел ьно го учреждения, обу чающимися , их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмо тр ен ным и квалификационными требованиями, трудовым д о г о во р ом и уставом о бщ ео бр аз ов ате л ь но го учреждения 22 Директору школы, п ед а го гу- би бл и оте ка р ю подчиняется библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед дир ект ор ом школы в соответствии с функциональными обязанностями, предусмо тр ен ны ми квалификационными требованиями, трудовым дог ов ор ом и уставом школы 23 Педагог -би бл ио те ка рь назначается руковод ит еле м об щео бр аз ов ат ел ь но г о учреждения и являются членами пе да го гич еск ого коллектива и входят в состав педагогического совета об ще об р аз ов ат ел ьн о г о учреждения « 24. Пе даг ог-библиотекарь разрабатывает и представляет руково дит елю об щ ео бр аз ова тел ьно го учреждения на у тв ер жд ен и е с л е д у ю щ и е документы: а) по л о же ни е о библиотеке, правила пользования библиотекой; б) структуру библиотеки, которые разрабатываются на ос н о в е объем ов работ, опр еде лен ны х п ол о ж ен и ем о конкретной библио тек е об ще об р аз ов ат ел ьн о г о учреждения с исп ользованием "Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках" (П ос та нов лен ие Министерства труда и социального развития Рос с и йс ко й Федерации от 3 февраля 1997 г N 6), в) планово-отчетную документацию; г) тех но л ог ич ес ку ю докумен таци ю 25 Порядок комплектования штата би блиотеки общ ео б р а з о ва те л ьн ог о учреждения регламентируется его уставом 27. Трудовые отношения работников библ иотеки и об щео бр аз ов а те л ьн о г о учреж дения регулируются трудовым дог ово ро м, условия которого не должны противоречить законодательству Рос с и йс ко й Федерации о труде VI. Права и обязан но ст и библи оте ки 28 Работники школьной библиотеки имеют право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно инфор мац ион ного обслуживания об ра зовательного и воспитательного процес сов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общ еоб р аз о ва те л ьн ог о учреждения и п ол ож ени и о библио тек е об щ ео бр аз ов ат ел ьн ог о учреждения, б) проводить в уст анов ленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки би бл ио те ч н о- би бл и ог ра ф и че ск и х знаний и инфор ма ци онн ой культуры, в) определять источники комплектования ин формационных ресурсов; г) изымать и реализовывать документы из фонд ов в соответствии с инструкцией по учету би бл и от еч но го фонда; д) определять в соответствии с правилами пользования би блиотекой об щ ео бр аз ова тел ьн ог о учреждения, утвержденными руководителем об щ ео бр аз ова тел ьн ог о учреждения, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским сов ето м виды и размеры компенсации ущерба, на н есе н н ог о пользователями библиотеке, е) вносить предложения руководителю об ще об р аз ов ат ел ьн о г о учр еждения по совершен ств ова ни ю оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за допол ни тел ьну ю работу, не вход ящ ую в круг основ ных обя зан но сте й работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, /6 связанным с вредными условиями н рматива работы на компьютере), труда (библиотечная пыль, превышение :■;! иметь еже годный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами, з) быть представленными к различным формам поощоения, наградам отличия, предусмот ре нн ым для работников образования и культуры, и знакам ■частвовать в соответствии с зак онодательством Ро сс ий ско й Федерации в работе олиотечных асс оциаций или сою зов ■■ Работники библиотеки обязаны: . обеспечить пользователям во зм ож но сть работы с ин фор мационными ресурсами библиотеки, которые не наносят вред здо ро в ью и (или) развитию обу чаю щих ся , 6 ) обновлять 1 раз в месяц данные из Фе дерального списка экстремистских териалов и сверять их с фо нд о м литературы, занося итоги сверки в «Журнал сверкп биб л и о те ч н ог о фонда со списком экстремистских материалов» При •ыяв.пении материалов эк стремистского характера направлять их в коми ссию по с . - ши би блиотечных фонд ов для составления Акта изъятия их из фондов; • ) ■сформировать пользователей о видах предоставляемых би бл иот еко й услуг; г) беспечить научную организацию фонд ов и каталогов, з) ю р м и р о в а т ь фонды в соответствии с утв ержденными федеральными перечнями чебных изданий, образовательными программами об щ ео бр аз ов ате л ьн ог о >чреждения, интересами, по тр ебностями и запросами всех категорий пользователей, которые не противоречат ч 4 ст 14 Федерального закона от 2 4 . 0 7 . 1 9 9 8 № 124 -ФЗ Об основ ных гарантиях прав ребенка в РФ»; совершенствовать и н ф ор ма ц ио нн о -б и б л и ог р аф и ч ес ко е обслу жив ан ие пользователей, х) обеспечивать сохр анность использования . ематизацию, размещ ени е и хранение; носителей и би б л и о те ч н о е информации, их I обеспечивать режим работы в соответствии с пот ребностями пользователей и ботой общ еоб р а зо ва те л ьн о г о учреждения, отчитываться в уста нов лен но м об .еобразова те ль ног о учреждения, к) порядке перед ру ко водителем овышать квалификацию VII. Права и обяз ан но ст и по ль зо в ател е й биб лио те ки Пользователи библиотеки имеют право: «I получать полную информацию о составе би б л и от еч но го фонда, информационных : ^ р с а х и предоставляемых би бл и оте к ой услугах; I пользоваться справоч но-би бли ографи ческ им аппаратом библиотеки; ») получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации, г п ' лу ч ат ь во временное пользование на або н ем ен т е и в читальном зале печатные дания аудиовизуальные документы и др уги е источники информации, которые не в н о с я т вред зд оро вь ю и развитию об уча ющ ихс я и не соде рж ат материалы > • . - р ем и ст с к ог о характера; | оллевать срок пользования документами; » .чать тематические, фактографические, уто чн яю щи е и би блиографи чески е с е р п • и на о сн о в е фонда библиотеки; ю " ■чать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных ЭОСМ1 .:л-х при пользовании электронным и иным об ор удо ван ие м; - с ■=рвать в мероприятиях, проводимых би бл иотекой, г'сльзоваться платными услугами, предоставляемыми би бли отекой, :тав|у обш еоб р а зо ва те л ьн ог о учр еждения и п ол ож ен ию о платных зер - ленному ру ко водителем об ще об р аз ов ат ел ьн о г о учреждения; и обращаться для разрешения о ш? бразовательного учреждения конфликтной ситуации к согласно услугах, руководителю ■ ’ Пользователи библиотеки обязаны: а) соблюдать правила пользования би бли отекой, о) бе р еж н о относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, о б ор уд ов ан и ю , инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки до к ум ен то в в открытом д ос т у п е библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках, г) пользоваться библиотеки; ценными и справочными документами только в помещении л) убедиться при получении доку мен то в в отсутствии дефектов, а при об на ру же ни и проинформировать об этом работника библиотеки Ответственность за обнар уже нн ые дефекты в сдаваемых документ ах несет посл едн ий пользователь, е) расписываться в читательском формуляре (исключение: об уча ю щи ес я 1 - 4 классов), за каждый полученный док ум ен т ж) возвращать документы в библиотеку в установ лен ные сроки; з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо компенсировать ущерб в размере, ус тан ов лен но м правилами пользования библиотекой; и) полностью рассчитаться с библио теко й по истечении срока обучения или работы в об ще об ра зо ват ель но м учреж дении 31 Порядок пользования библиотекой: а) запись об уча ющ их ся о б щ ео б р а з ов а те л ь но г о учреждения в би б ли оте ку производится по спи со ч н о му составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников об ще об р аз ов а те л ьн о г о учреждения, родителей (иных законных представителей) об уча ющ ихс я - по паспорту, б) перерегистрация пользователей библиотеки производится еже годно; в) документ ом, подтв ерждающим читательский формуляр, право пользования библиотекой, является г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю до ку м ен то в из фог!да библиотеки и их возвращения в библиотеку ■2 Порядок пользования абонементом: пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более -ух документов од нов рем енн о, ) максимальные сроки пользования документами: - учебники, учебные пособия - учебный год; - научно-популярная. >на^ательная, х уд ож ест ве нн ая литература - 1 месяц; - периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней; в) пользователи могут ппо шть срок пользования отсутствует спр ос со стогг-чы других пользователей документами, если на них 33 Порядок пользования - ■_ ь н ы м залом: а документы, предназначе» . ~ля работы в читальном зале, на дом не выдаются, энциклопедии, с п р а ь с - - м - и редкие, ценные и имеющиеся в еди нственном и емиляре документы вы; _ ^ я только для работы я читальном зале.