Приложение к письму МОНМ РК от 18.05.2022 № 2017/01-14 Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым Учебный план - это компонент основной образовательной программы (далее – ООП), который разрабатывается отдельно для каждой ООП, корректируется ежегодно в начале учебного года и по необходимости, в соответствии с требованиями законодательства и с учетом запросов родителей обучающихся. Учебный план входит в состав ООП, поэтому утверждается вместе с основной программой. Отдельный приказ об утверждении учебного плана не издается. Изменения в учебный план вносятся путем издания приказа о внесении изменения в ООП. Учебный план составляется отдельно для каждого уровня образования – начального, основного и среднего, т.е. для 1–4, 5–9, 10–11 классов. Основная программа может включать один или несколько учебных планов, в том числе индивидуальных. Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) не определяют структуру учебного плана. Однако они устанавливают, что в документе нужно предусмотреть две части – обязательную и формируемую участниками образовательных отношений, перечисляют предметные области и предметы учебного плана. Пунктом 22 статьи 2, частью 1 статьи 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) установлено, что в учебном плане указываются формы промежуточной аттестации учащихся. В этой связи в учебный план рекомендуется включить три компонента: пояснительную записку, таблицу с сеткой часов по предметам (недельную, годовую), формы промежуточной аттестации. 1.1.Пояснительная записка Пояснительная записка поможет понять особенности учебного плана педагогам и родителям. В пояснительной записке необходимо указать с какой целью ввели курсы и предметы части, формируемой участниками образовательных отношений. Эта часть составляется и обосновывается на основе запросов учеников и их родителей. Опросные листы, анкеты и другие документы, которые подтверждают выбор учеников или родителей, должны быть приложены к ООП. Также в пояснительной записке необходимо кратко аргументировать, почему на изучение предметов, курсов отведено именно столько часов и лет обучения. Необходимо учесть, что в учебном плане указываются только урочные занятия. Мероприятия внеурочной деятельности в учебный план не включаются, а излагаются отдельно – в плане внеурочной деятельности. Часы на эти занятия в учебный план также не включаются. 1.2.Сетка часов учебного плана Учебный план традиционно представляют в виде таблицы, в которую необходимо включить: время, которое отвели на занятия по отдельным предметам, – общее количество на предмет в течение года и количество часов в неделю; предметные области и обязательные предметы, курсы обеих частей учебного плана – обязательной и формируемой участниками образовательных отношений; максимальную аудиторную нагрузку. Соотношение часов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, соответствует ФГОС. При расчете учитываются урочные и внеурочные занятия. 1.3 Формы промежуточной аттестации Учебный план по каждому уровню общего образования должен содержать формы промежуточной аттестации учеников (п. 22 ст. 2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ). Возможны два варианта: описать формы в пояснительной записке или в сетке часов учебного плана. 1.4. Перечень предметов - для 2-4, 6-9, 10-11 классов Учебные планы 2-4, 6-9, 10-11 классов формируются в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего, среднего общего образования. Для их формирования необходимо руководствоваться письмом Министерства от 20.04.2021 г. №1503/01-14. ФГОС каждого уровня образования устанавливает, какие предметные области и предметы нужно обязательно включить в учебные планы. Набор предметов зависит от того, в какую часть они входят – обязательную или формируемую участниками образовательных отношений. В обязательную часть учебного плана включаются предметы, которые будут изучать все обучающиеся параллели. Обязательные предметы должны входить и в индивидуальные учебные планы (п. 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115) (далее – Порядок № 115). Предметы необходимо выбрать из каждой обязательной предметной области (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО). В обязательную часть учебного плана включаются: Обязательная предметная область Учебный предмет Начальное общее образование Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Русский язык Литературное чтение Родной язык Литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика Информатика Окружающий мир Основы светской этики Основы православной культуры Основы религиозных культур и светской этики Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской культуры Основы мировых религиозных культур Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура Физическая культура Основное общее образование Русский язык и литература Родной язык и родная литература Русский язык Литература Родной язык Обязательная предметная область Учебный предмет Родная литература Иностранные языки Иностранный язык Второй иностранный язык История России Общественно-научные предметы Всеобщая история Обществознание География Математика Математика и информатика Алгебра Геометрия Информатика Основы духовно-нравственной культуры народов России Можно не выделять отдельный предмет. Изучение области можно организовать, если включить отдельные тематические блоки ОДНКНР в содержание рабочих программ по предметам общественно-научного цикла – истории, обществознания, географии Физика Естественнонаучные предметы Биология Химия Искусство Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности В обязательной части учебного плана среднего общего образования указываются предметы, которые будут общими для всех профилей, и предметы для каждого профиля, который есть в школе. По каждому профилю необходимо определить, какие предметы обучающиеся будут изучать на базовом уровне, а какие – углубленно. Изучение родного языка и родной литературы обязательно для всех уровней общего образования в разной вариации, а второй иностранный – для основного общего образования. В 10–11-х классах минимум должен быть один предмет – родной язык или родная литература. Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого образовательной организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в образовательной организации необходимых условий. Обращаем внимание, что для обучающихся 10-11 классов в учебном плане необходимо предусмотреть астрономию (п. 18.3.1 ФГОС СОО). - для 1, 5 классов С 1 сентября 2022 года вводятся в действие обновленные ФГОС: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. №286; федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. №287. При формировании учебных планов 1 и 5 классов, обучение которых с 1 сентября 2022 года будет осуществляться по обновленным ФГОС, необходимо руководствоваться: Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию от 18.03.2022 г. протокол №1/22; Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию от 18.03.2022 г. протокол №1/22. В соответствии с требованиями новых ФГОС в план также включаются курсы внеурочной деятельности (п. 24 ФГОС НОО, п. 25 ФГОС ООО). При этом отдельный план внеурочной деятельности остается обязательным компонентом ООП. В обязательную часть учебного плана включаются предметы, курсы и модули, которые будут изучать все обучающиеся параллели. Обязательные предметы должны входить и в индивидуальные учебные планы (п. 7 Порядка № 115). Новые ФГОС НОО и ООО устанавливают перечень обязательных предметов, курсов и модулей (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). В обязательную часть учебного плана включаются: Обязательная предметная область Учебный предмет, курс, модуль Начальное общее образование Русский язык и литературное чтение Русский язык Родной язык и литературное чтение на родном языке Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Иностранный язык Иностранный язык Математика и информатика Математика Обществознание и естествознание («окружающий мир») Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы православной культуры» Литературное чтение Литературное чтение на родном языке Модуль «Основы иудейской культуры» Модуль «Основы буддийской культуры» Модуль «Основы исламской культуры» Модуль «Основы религиозных культур народов России» Модуль «Основы светской этики» Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура Физическая культура Основное общее образование Русский язык и литература Русский язык Родной язык и родная литература Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Литература Родная литература Иностранные языки Иностранный язык Второй иностранный язык Математика и информатика Математика, включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» Информатика Общественно-научные предметы История, включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история» Обществознание География Естественнонаучные предметы Физика Химия Биология Основы духовнонравственной культуры народов России Учебные курсы или модули из перечня, предлагаемого школой. Курсы и модули могут входить в состав предметов, например общественнонаучного цикла – истории, обществознания, географии Искусство Изобразительное искусство Музыка Технология Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Родной язык и родная литература из числа языков народов России и государственные языки республик изучаются на основании заявлений родителей «при наличии возможностей организации». Такое условие введено для школ, в которых языком образования является русский (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Рекомендуем организовать изучение предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература» на основании мониторинга потребности в изучении родного языка в общеобразовательных организациях. В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона № 273-ФЗ для того, чтобы обеспечить право обучающихся на изучение родного языка из числа языков народов России, должно создаваться необходимое число классов, групп и должны обеспечиваться условия их функционирования. Если есть, как минимум, кадровые ресурсы, и хотя бы один родитель хочет ввести для своего ребенка родной язык и литературное чтение на родном языке – в начальной школе, или родной язык и родную литературу, второй иностранный язык – в основной школе, образовательная организация обязана это обеспечить. Чтобы образовательная организация могла создать оптимальные условия для изучения обучающимися родного языка, перед началом учебного года родители пишут соответствующие заявления, в которых указывают язык из школьного перечня, который они выбирают для своего ребенка. На уровне основного общего образования опциональным стал выбор второго иностранного языка. Он также изучается только в том случае, если родители указали его в заявлении (п. 33.1 ФГОС ООО). 1.5. Часть, формируемая участниками образовательных отношений. Данная часть учебного плана составляется на основе опроса обучающихся и их родителей с учетом специфики образовательной организации или региона. Эта часть учебного плана нужна, чтобы обучающиеся могли углубленно изучить отдельные обязательные учебные предметы и удовлетворить свои интересы, в том числе этнокультурные. Часы части, формируемой участниками образовательных отношений возможно использовать на дополнительные учебные предметы, чтобы увеличить часы обязательных учебных предметов или ввести учебные предметы, которые не вошли в обязательную часть. Обучающиеся также вправе выбрать курсы по выбору: элективные и факультативные курсы. Они отличаются тем, что элективные курсы обязательны для изучения, а факультативные – нет. В отличие от учебных предметов элективные курсы длятся меньше по времени, часто сменяют друг друга и направлены на профессиональную ориентацию учащихся старших классов. Называние курсов по выбору не должно дублировать название предметов в учебном плане. На уровне среднего общего образования в учебный план обязательно включается не менее одного часа в неделю на индивидуальный проект. Проект планируется на один или два года. С целью формирования единых подходов к реализации обновленных ФГОС разработаны и одобрены решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию примерные рабочие программы учебных предметов. В соответствии с частью 7.2 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ общеобразовательная организация вправе предусмотреть использование в образовательном процессе примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В тех случаях, когда объем учебного времени на изучение отдельных предметов, определенный учебным планом школы, не совпадает с примерным учебным планом, необходимо на основе примерной рабочей программы по предмету разработать рабочую программу, исходя из количества часов, определенного учебным планом школы. С этой целью возможно использовать «Конструктор рабочих программ», размещенный на портале «Единое содержание общего образования». 1.6. План внеурочной деятельности План внеурочной деятельности является самостоятельным подразделом организационного раздела основной образовательной программы. ФГОС общего образования установлено, что в школе должны быть два отдельных плана – учебный и план внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности утверждается вместе с основной программой. Отдельный приказ об утверждении Плана внеурочной деятельности не издается. Изменения в План внеурочной деятельности при необходимости, возможно вносить в течение учебного года. В таком случае издается приказ о внесении изменений в ООП с приложением Плана внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности составляется отдельно для каждого уровня образования – начального, основного и среднего, т. е. для 1–4, 5–9, 10–11классов. План должен состоять из обязательной и формируемой частей, определять состав и структуру направлений, формы организации и объем внеурочной деятельности (п. 15 и 19.10 ФГОС НОО, п. 15 и подп. 18.3.1.2 п. 18.3 ФГОС ООО, п. 15 и подп. 18.3.2 п. 18.3 ФГОС СОО). Поэтому в Плане внеурочной деятельности так же, как и в учебном плане, необходимо предусмотреть как минимум три компонента: пояснительную записку, таблицу с сеткой часов (недельную, годовую), формы промежуточной аттестации. В обязательную часть плана необходимо включить мероприятия, которые направлены на достижение планируемых результатов основной образовательной программы. Это должны быть мероприятия из программ содержательного раздела основной образовательной программы. В формируемой части необходимо учесть потребности обучающихся и их родителей. В Плане внеурочной деятельности должны быть отражены все пять направлений развития личности, заявленные ФГОС начального, общего и среднего образования: спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, общекультурное (п. 19.10 ФГОС НОО, подп. 18.3.1.2 п. 18.3 ФГОС ООО, подп. 18.3.2 п. 18.3 ФГОС СОО). Состав и структуру направлений ФГОС общего образования не определяют. Однако указывают, что внеурочная деятельность должна состоять из воспитательных мероприятий и курсов внеурочной деятельности. Состав и структура направлений плана внеурочной деятельности Структура Воспитательные мероприятия Из чего состоит внутриклассные, общешкольные, городские и всероссийские мероприятия; Курсы мероприятия по календарю образовательных событий Минпросвещения предметные кружки, клубы, секции, студии; ученические общества; военно-патриотические объединения разновозрастные объединения; клубы; юношеские общественные организации, в том числе и в рамках Российского движения школьников Ученические сообщества Организационная деятельность Психологопедагогическая поддержка Деятельность по обеспечению благополучия учащихся организационные собрания; классные часы; встречи с родителями проектирование индивидуальных образовательных маршрутов; работа тьюторов, педагогов-психологов профилактика неуспеваемости; профилактика различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой; мероприятия по социальной защите учащихся Формы организации внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности педагоги школы определяют самостоятельно (письмо Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672). Формы в плане должны отличаться от урочных и предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работу, проектную и исследовательскую деятельность. Формы организации внеурочной деятельности Формы организации деятельности Направление Регулярные мероприятия Спортивнооздоровительное кружки, художественные и иные студии, спортивные клубы и секции; Кратковременные мероприятия Экскурсии, физкультминутки, тематические учения и тренировки, занятия в спортивном зале и на свежем воздухе, беседы, Социальное Общеинтеллектуальное краеведческая работа, школьные научные общества, поисковые и научные исследования; общественно полезные практики, военнопатриотические объединения соревнования, подвижные игры Беседы, предметные недели, проектная деятельность, выпуск школьной газеты, благотворительные акции, встречи с ветеранами, уроки мужества, рисование Интеллектуальные игры, квесты, викторины, диспуты, проектная и исследовательская деятельность, предметные недели, конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции Духовно-нравственное Концерты, тематические вечера, беседы, выставки творческих работ, просмотр фильмов, рисование, проектная деятельность, экскурсии в театры и музеи, конкурсы Общекультурное Беседы, экскурсии, посещение концертов, выставок, театров, творческие проекты, выставки рисунков и поделок