РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета протокол № 8 от «30» августа 2019 г. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18 С КРЫМСКОТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» на 2019-2021 учебные годы Евпатория, 2019 г. Содержание 1. 1.1. 1.2. 1.2.1. 1.2.2. 1.2.3. 1.2.3.1. 1.2.3.2. 1.2.3.3. 1.2.3.4. 1.2.3.5. 1.2.3.6. 1.2.3.7. 1.2.3.8. 1.2.3.9. 1.2.3.10. 1.2.3.11. 1.2.3.12 1.2.3.13. 1.2.3.14. 1.2.3.15. 1.2.3.16. 1.2.3.17. 1.2.З.18. 1.3. 1.З.1. 1.З.2. 1.З.З. 1.З.4. 1.З.5. 1.З.6. 2. 2.1. 2.2. 2.2.1. 2.2.2. 2.2.2.1. 2.2.2.2. 2.2.2.3 2.2.2.4 2.2.2.5. 2.2.2.6. 2.2.2.7. Целевой раздел. Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы среднего общего образования. Общие положения. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Формирование универсальных учебных действий. Русский язык. Литература. Родной (крымскотатарский) язык Родная (крымскотатарская) литетратура Иностранный язык (английский) История. Обществознание. Математика (включая алгебру и начала математического анализа, геометрия) Информатика. Физика. Астрономия Биология. Химия. Физическая культура. Основы безопасности жизнедеятельности. Индивидуальный проект. ОБЖ (учебно-полевые сборы). Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Общие положения. Особенности оценки личностных результатов. Особенности оценки метапредметных результатов. Особенности оценки предметных результатов. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений. Итоговая оценка выпускника. Содержательный раздел. Программа развития универсальных учебных действий на уровне среднего общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочной деятельности Общие положения. Основное содержание учебных предметов на уровне среднего общего образования. Русский язык. Литература. Родной (крымскотатарский) язык Родная (крымскотатарская) литетратура Иностранный язык (английский) История. Обществознание. 2.2.2.8. 2.2.2.9. 2.2.2.10. 2.2.2.11 2.2.2.12. 2.2.2.13. 2.2.2.14. 2.2.2.15. 2.2.2.16. 2.2.2.17. 2.3. 2.3.1. 2.3.2. 2.3.3. 2.3.4. 2.3.5. 2.3.6. 2.3.7. 2.3.8. 2.3.9. 2.3.10. 2.3.11. 2.4. 3. 3.1. 3.1.2. 3.2. 3.2.1. 3.2.2. 3.2.3. 3.2.4. 3.2.5. Математика (включая алгебру и начала математического анализа, геометрия) Информатика. Физика. Астрономия Биология. Химия. Физическая культура. Основы безопасности жизнедеятельности. Индивидуальный проект. ОБЖ (учебно-полевые сборы). Программа воспитания и социализации учащихся. Цель и задачи воспитания и социализации учащихся. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации учащихся. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Этапы организации социализации учащихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами. Основные формы организации педагогической поддержки социализации учащихся. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования учащихся. Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации учащихся. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся. Программа коррекционной работы Организационный раздел. Учебный план среднего общего образования. Календарный учебный график Система условий реализации основной образовательной программы. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы среднего общего образования. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы среднего общего образования. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы среднего общего образования. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы среднего общего образования. 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 1.1. Пояснительная записка. Основная образовательная программа среднего общего образования (далее - ООП СОО) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №18 с крымскотатарским языком обучения города Евпатории Республики Крым» (далее - ОУ) разработана в соответствии с: - Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12. 2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями); - СанПиН 2.4.2. №2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010 г. № 189, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями); - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию программ начального общего, среднего общего, среднего общего образования»; - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об осуществлении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями); - письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности приведении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; - методическими рекомендациями по разработке основных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 20.04.2015 г. № 01-14/1256). Срок освоения программы 2 года. ООП СОО направлена на обеспечение: формирования у учащихся российской гражданской идентичности посредством овладения духовно-нравственными ценностями и культурой многонационального народа России; реализации права обучающихся на получение бесплатного среднего общего образования в объеме, определенном в учебном плане данной программы, на изучение обязательных предметов на базовом и углубленном уровне, включая учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору, а также внеурочную деятельность; условий для воспитания и социализации учащихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в данную ООП; условий для развития и самореализации учащихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; активной учебно-познавательной деятельности обучающихся, самостоятельности, инициативности и готовности их к дальнейшему непрерывному образованию; индивидуализации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами обучающихся, с учетом возрастных, психологических, физиологических особенностей. Стратегической целью данной программы является обеспечение получения старшеклассниками современного качественного образования, результаты которого определены ФГОС СОО и конкретизированы в личностных характеристиках выпускника: любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Достижение поставленных целей ООП СОО предусматривает решение следующих основных задач: расширение образовательного пространства для обеспечения обучающимся возможности осуществления свободного самостоятельного выбора для формирования индивидуального образовательного маршрута; создание условий для активной самостоятельной учебно-познавательной, исследовательской и проектной деятельности обучающихся; развитие системы педагогической поддержки и социально-психологического сопровождения обучающихся при реализации индивидуального образовательного маршрута (система мероприятий по формированию, коррекции и поиску ресурсов для реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся); формирование школьной образовательной развивающей среды, способствующей интеллектуальному, творческому развитию личности, способной свободно адаптироваться в социальных условиях, ответственной за свое здоровье и жизнь. В основе реализации ООП СОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении ООП и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Основными принципами реализации программы являются: обеспечение преемственности и взаимосвязи программ основного общего и среднего общего образования; расширение образовательного пространства через использование возможностей неформального (дополнительного) образования, многосторонние связи и продуктивное взаимодействие с различными учреждениями, организациями, объединениями; обеспечение индивидуализации образования через самостоятельный свободный выбор направления образовательной деятельности на основе личного интереса обучающихся; формирование творческой инициативы, самостоятельности и ответственной позиции старшеклассника в разных видах деятельности; обеспечение открытости школы для образовательного сообщества города и республики, развитие системы государственно-общественного управления школы. Ведущим принципом реализации ООП СОО является принцип индивидуализации образования. Индивидуализация обучения в школе при получении среднего общего образования реализуется посредством самостоятельного построения обучающимся индивидуального образовательного маршрута и индивидуального учебного плана на основе использования им доступных образовательных ресурсов школы, других образовательных организаций города, республики, дистанционных образовательных программ сети Интернет. Обучающиеся осуществляют свободный выбор учебных предметов, курсов, видов и форм внеурочной деятельности, самостоятельно определяют темы и направления творческой, исследовательской и проектной деятельности в соответствии с образовательными интересами, личными и профессиональными предпочтениями. 1.2. Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы среднего общего образования. Общие положения. Планируемые результаты освоения учащимися ООП СОО являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов внеурочной деятельности, программ развития универсальных учебных действий, воспитания и социализации как с позиций организации их достижения, 1.2.1. так и с позиций оценки достигаемых результатов. Структура и содержание планируемых результатов отражают требования Стандарта, специфику целей изучения отдельных учебных предметов, соответствуют возрастным возможностям обучающихся. Достижение планируемых результатов обучающимися учитывается при оценке результатов деятельности педагогических работников и МБОУ «СШ №18» в целом. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты. В результате изучения всех без исключения предметов средней школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. В ходе изучения средствами всех предметов у выпускников будут заложены основы формальнологического мышления, рефлексии, что будет способствовать: • порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям); • расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных возможностей — за пределы учебной деятельности в сферу самосознания; • формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности. В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки. В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены: • потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт; • основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; • основы ценностных суждений и оценок; • уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами; • основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох. На старшей ступени на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга 1.2.2. чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче. В сфере развития личностных УУД приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоциональноценностный и поведенческий компоненты); • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); • готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебнопознавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования. В частности, формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют: • целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов; • реализация уровневого подхода как в преподавании (на основе дифференциации требований к освоению учебных программ и достижению планируемых результатов), так и в оценочных процедурах (на основе дифференциации содержания проверочных заданий и/или критериев оценки достижения планируемых результатов на базовом и повышенных уровнях); • формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки; • организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса, в том числе: o факультативов, o программы формирования ИКТ-компетентности школьников, o программы учебно-исследовательской и проектной деятельности, o программы внеурочной деятельности, o программы профессиональной ориентации, o программы экологического образования, o программы дополнительного образования; • целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика; • приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности. В сфере развития регулятивных УУД приоритетное внимание уделяется формированию действий: • целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи; • планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане; • осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей; • контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия; • вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию. В сфере развития коммуникативных УУД приоритетное внимание уделяется: • формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; • практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; • развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. В сфере развития познавательных УУД приоритетное внимание уделяется: • практическому освоению обучающимися основ проектноисследовательской деятельности; • развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; • практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой и второй ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты; поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации; умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами). Приобретут навык: • формулирования запросов; • опыт использования поисковых машин. Научатся осуществлять поиск информации: • в Интернете, • в школьном информационном пространстве; • в базах данных; • на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, • строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска. Приобретут потребность поиска дополнительной информации: • для решения учебных задач; • для самостоятельной познавательной деятельности. Освоят эффективные приёмы поиска: организации и хранения информации: • на персональном компьютере; • в информационной среде учреждения; • в Интернете; Приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства; Смогут использовать информацию: • для установления причинно-следственных связей и зависимостей; • для объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования. Получат возможность научиться: • строить умозаключения; • принимать решения на основе самостоятельно полученной информации; • осваивать опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом. • 1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. 1.2.3.1. Формирование универсальных учебных действий (УУД). Личностные УУД В рамках когнитивного компонента будут сформированы: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме; В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: - российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению Отечеству, его защите; - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; - принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; - осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; - сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. 1.2.3.2. Русский язык. Учащиеся научатся: - понимать функции языка, основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках; - знать системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц; - иметь понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм литературного языка; - знать компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; - знать основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социальнокультурной и деловой сферой общения. Аудирование и чтение: - использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное) в зависимости от коммуникативной задачи; - извлекать необходимую информацию из различных источников; учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; - владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста. Говорение и письмо: - создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жаров в социально-культурной, учебно-научной (на основе изучаемых дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст; - применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать синонимические ресурсы русского языка; - применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; - соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем. Учащиеся получат возможность научиться: - проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; - разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы; - проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; - оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов. 1.2.3.3. Литература. В познавательной сфере: Учащиеся научатся: - понимать ключевые проблемы изученных произведений русской литературы XIX в., русских писателей XIX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; - владеть навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; Учащиеся получат возможность научиться: - понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; - определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка; - владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; В ценностно-ориентационной сфере: Учащиеся научатся: - приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; - формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценивать; Учащиеся получат возможность научиться: - собственной интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимать авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней; В коммуникативной сфере: Учащиеся научатся: воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать и адекватно воспринимать прочитанное; уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы; Учащиеся получат возможность научиться: создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог, учитывая полученные знания о речевом этикете; В эстетической сфере: Учащиеся научатся: понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; понимать роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений; Учащиеся получат возможность научиться: использовать изобразительно-выразительные средства в создании собственных монологических высказываний и диалогах; формировать эстетический вкус. В результате изучения предмета «Литература» Учащиеся научатся: осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение с учётом его цели как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта (приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной информации); читать (вслух) выразительно прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки (только для художественных текстов); использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое/выборочное — в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); ориентироваться в содержании художественного и научно-популярного текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; использовать различные приёмы анализа различных видов текстов: для художественных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой и сложный планы; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; для научно-популярных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой и сложный планы; устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать собственные выводы, основываясь на содержании текста; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; - для научно-популярных текстов: формулировать выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); - передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов); - осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию; - составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение; - распознавать отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); - отличать прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; - различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; - восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями; - составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; - составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов). Учащиеся получат возможность научиться: - удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения; - осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; - различать виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста; - осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; - высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; - составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме); воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; - находить средства художественной выразительности (метафора, эпитет, сравнения, антитеза, аллитерация и тд.); - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет); - определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; - вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевлённого предмета; - создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; - работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение. - 1.2.3.4.Родной (крымскотатарский) язык Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. Предметные результаты состоят в достижении коммуникативной компетентности в крымскотатарском языке на начальном уровне, позволяющем общаться как с носителями крымскотатарского языка, так и с представителями тюркоязычных народов. Коммуникативная компетентность предполагает сформированность таких её составляющих, как: Речевая компетентность, Говорение, Диалогическая речь • вести все виды диалога, включая комбинированный, в стандартных ситуациях общения в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости уточняя, переспрашивая собеседника. При целенаправленном обучении диалогической речи учащимся предлагается диалог-образец, на основе которого они выстраивают собственную беседу. Кроме того, учащиеся могут участвовать в диалоге после прочтения или прослушивания текста. Монологическая речь • рассказывать/сообщать о себе, своём окружении, своей Родине, событиях/явлениях; • описывать людей, животных, персонажей литературных произведений; • передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение, давать оценку; • рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы делая выводы. Аудирование • воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью/(беседа); • воспринимать на слух и понимать краткие аудио и видеотексты (объявления, реклама и т.д.), сообщения, рассказы, беседы на бытовые темы, выделяя нужную/запрашиваемую им формацию. Чтение • читать тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания; • читать тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/ запрашиваемой информации; • читать несложные тексты разных жанров и стилей (преимущественно научнопопулярные) с полным пониманием и использованием различных приёмов смысловой переработки текст (ключевые слова, выборочный перевод). Письменная речь • заполнять анкеты и формуляры, составлять резюме; • писать личное письмо заданного объёма в ответ на письмо в соответствии с нормами крымскотатарского языка; • составлять план, тезисы устного или письменного сообщения. Языковая компетентность (владение языковыми средствами! • адекватно произносить и различать на слух все звуки изучаемого языка; соблюдать правильное ударение в словах и предложениях; • соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (повествовательно- вопросительное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; • распознавать и употреблять в речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-кишке речевого этикета); • знать и применять основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); • понимать явление многозначности слов родного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; • распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции крымскотатарского языка: временные формы глаголов, существительные, прилагательные и наречия (в том числе их степени сравнения), местоимения, числительные, служебные части речи; • распознавать и употреблять сложносочинённые, сложноподчинённые предложения с разными типами придаточных предложений; • использовать прямую и косвенную речь; • систематизировать знания о грамматическом строе изучаемого языка. Социокультурная компетентность: • знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения; применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; • распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные средства речевого этикета; • ознакомиться с образцами художественной, публицистической и научнопопулярной литературы на крымскотатарском языке; • иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры крымских татар (известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); • иметь представление о сходстве и различиях в традициях своего народа и крымских татар; • понимать важность владения крымскотатарским языком как языком народа, который является неотъемлемой частью тюркоязычных народов. Компенсаторная компетентность: уметь выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, переспроса, словарных замен и т.д. игнорирования языковых трудностей, 1.2.3.5.Родная (крымскотатарская) литература Понимание проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы; Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания; Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев, одного или нескольких произведений; Определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; Владение элементарными литературными терминами; Приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов; Понимание авторской позиции и своё отношение к ней; Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, и их осознанное чтение; Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания; вести диалог; Написание классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений, творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы. 1.2.3.6. Иностранный язык (английский). Метапредметные результаты изучения иностранного языка на базовом уровне в старшей школе проявляются в: - развитии умения планировать своё речевое и неречевое поведение; умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; - умении осуществлять индивидуальную и совместную с другими учащимися проектную работу, в том числе с выходом в социум; - совершенствовании умений работы с информацией: поиск и выделение нужной информации с использованием разных источников информации, в том числе Интернета, обобщение информации; умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, формулировать основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; - умении использовать справочный материал (грамматический и лингвострановедческий справочники, двуязычный и толковый словари, мультимедийные средства); - умении рационально планировать свой учебный труд; - развитии умений самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. Предметные результаты состоят в достижении коммуникативной компетентности в иностранном языке на пороговом уровне, позволяющем общаться как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения. Коммуникативная компетентность предполагает сформированность таких её составляющих, как: Речевая компетентность Говорение Диалогическая речь - вести все виды диалога, включая комбинированный, в стандартных ситуациях общения в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости уточняя, переспрашивая собеседника. Монологическая речь - рассказывать/сообщать о себе, своём окружении, своей стране/странах изучаемого языка, событиях/явлениях; - передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение, давать оценку; - рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; - кратко излагать результаты проектно-исследовательской деятельности. Аудирование - воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью/ беседа); - воспринимать на слух и понимать краткие, аутентичные прагматические аудио- и видеотексты (объявления, реклама и т. д.), сообщения, рассказы, беседы на бытовые темы, выделяя нужную/запрашиваемую информацию. Чтение - читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания; - читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/запрашиваемой информации; - читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей (преимущественно научно-популярные) с полным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (ключевые слова, выборочный перевод). Письменная речь - заполнять анкеты и формуляры, составлять CV/резюме; - писать личное письмо заданного объёма в ответ на письмо-стимул в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка; - составлять план, тезисы устного или письменного сообщения. Языковая компетентность (владение языковыми средствами): - адекватно произносить и различать на слух все звуки иностранного языка; соблюдать правильное ударение в словах и фразах; соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (повествовательное, вопросительное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; - распознавать и употреблять в речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета); - знать и применять основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); - понимать явления многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; - распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции иностранного языка: видо-временные формы глаголов, глаголы в страдательном залоге и сослагательном наклонении в наиболее употребительных формах, модальные глаголы и их эквиваленты, артикли, существительные, прилагательные и наречия (в том числе их степени сравнения), местоимения, числительные, предлоги, союзы; - распознавать и употреблять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения с разными типами придаточных предложений (цели, условия и др.); - использовать прямую и косвенную речь, соблюдать правила согласования времён; - систематизировать знания о грамматическом строе изучаемого иностранного языка; знать основные различия систем иностранного и русского/родного языков. Социокультурная компетентность: - знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; - распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные средства речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространённая оценочная лексика), принятая в странах изучаемого языка; - знать реалии страны/стран изучаемого языка; - ознакомиться с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы на изучаемом иностранном языке; - иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); - иметь представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; - понимать важность владения иностранными языками в современном мире. Компенсаторная компетентность: уметь выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен и т. д. В результате изучения учебного предмета «Иностранный язык (англ.)» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: Коммуникативные умения Говорение, диалогическая речь - вести диалог/полилог в ситуациях неофициального общения в рамках изученной тематики; - при помощи разнообразных языковых средств без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу на темы, включенные в раздел «Предметное содержание речи»; - выражать и аргументировать личную точку зрения; - запрашивать информацию и обмениваться информацией в пределах изученной тематики; - обращаться за разъяснениями, уточняя интересующую информацию. Говорение, монологическая речь - формулировать несложные связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика) в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; - передавать основное содержание прочитанного/ увиденного/ услышанного; - давать краткие описания и/или комментарии с опорой на нелинейный текст (таблицы, графики); - строить высказывание на основе изображения с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы. Аудирование - понимать основное содержание несложных аутентичных аудиотекстов различных стилей и жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики с четким нормативным произношением; - выборочное понимание запрашиваемой информации из несложных аутентичных аудиотекстов различных жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики, характеризующихся четким нормативным произношением. Чтение - читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи; - отделять в несложных аутентичных текстах различных стилей и жанров главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты. Письмо - писать несложные связные тексты по изученной тематике; - писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка; - письменно выражать свою точку зрения в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи», в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры. Языковые навыки Орфография и пунктуация - владеть орфографическими навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; - расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации. Фонетическая сторона речи - владеть слухопроизносительными навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; - владеть навыками ритмико-интонационного оформления речи в зависимости от коммуникативной ситуации. Лексическая сторона речи - распознавать и употреблять в речи лексические единицы в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; - распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы; - определять принадлежность слов к частям речи по аффиксам; - догадываться о значении отдельных слов на основе сходства с родным языком, по словообразовательным элементам и контексту; - распознавать и употреблять различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (firstly, to begin with, however, as for me, finally, at last, etc.). Грамматическая сторона речи - оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтактическими конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей; - употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), отрицательные, побудительные (в утвердительной и отрицательной формах); - употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке (We moved to a new house last year); - употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so, for, since, during, so that, unless; - употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but, or; - употреблять в речи условные предложения реального (Conditional I – If I see Jim, I’ll invite him to our school party) и нереального характера (Conditional II – If I were you, I would start learning French); - употреблять в речи предложения с конструкцией I wish (I wish I had my own room); - употреблять в речи предложения с конструкцией so/such (I was so busy that I forgot to phone my parents); - употреблять в речи конструкции с герундием: to love / hate doing something; stop talking; - употреблять в речи конструкции с инфинитивом: want to do, learn to speak; - употреблять в речи инфинитив цели (I called to cancel our lesson); - употреблять в речи конструкцию it takes me … to do something; - использовать косвенную речь; - использовать в речи глаголы в наиболее употребляемых временных формах: Present Simple, Present Continuous, Future Simple, Past Simple, Past Continuous, Present Perfect, Present Perfect Continuous, Past Perfect; - употреблять в речи страдательный залог в формах наиболее используемых времен: Present Simple, Present Continuous, Past Simple, Present Perfect; - употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени – to be going to, Present Continuous; Present Simple; - употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (may, can/be able to, must/have to/should; need, shall, could, might, would); - согласовывать времена в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого; - употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения; - употреблять в речи определенный/неопределенный/нулевой артикль; - употреблять в речи личные, притяжательные, указательные, неопределенные, относительные, вопросительные местоимения; - употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения; - употреблять в речи наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, а также наречия, выражающие количество (many / much, few / a few, little / a little) и наречия, выражающие время; - употреблять предлоги, выражающие направление движения, время и место действия. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Коммуникативные умения Говорение, диалогическая речь - вести диалог/полилог в ситуациях официального общения в рамках изученной тематики; кратко комментировать точку зрения другого человека; - проводить подготовленное интервью, проверяя и получая подтверждение какой-либо информации; - обмениваться информацией, проверять и подтверждать собранную фактическую информацию. Говорение, монологическая речь - резюмировать прослушанный/прочитанный текст; - обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного текста. Аудирование - полно и точно воспринимать информацию в распространенных коммуникативных ситуациях; - обобщать прослушанную информацию и выявлять факты в соответствии с поставленной задачей/вопросом. Чтение - читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров и отвечать на ряд уточняющих вопросов. Письмо - писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу. Языковые навыки Фонетическая сторона речи - произносить звуки английского языка четко, естественным произношением, не допуская ярко выраженного акцента. Орфография и пунктуация - владеть орфографическими навыками; - расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации. Лексическая сторона речи - использовать фразовые глаголы по широкому спектру тем, уместно употребляя их в соответствии со стилем речи; - узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы (collocations). Грамматическая сторона речи - использовать в речи модальные глаголы для выражения возможности или вероятности в прошедшем времени (could + have done; might + have done); - употреблять в речи структуру have/get + something + Participle II (causative form) как эквивалент страдательного залога; - употреблять в речи эмфатические конструкции типа It’s him who… It’s time you did smth; - употреблять в речи все формы страдательного залога; - употреблять в речи времена Past Perfect и Past Perfect Continuous; - употреблять в речи условные предложения нереального характера (Conditional 3); - употреблять в речи структуру to be/get + used to + verb; - употреблять в речи структуру used to / would + verb для обозначения регулярных действий в прошлом; - употреблять в речи предложения с конструкциями as … as; not so … as; either … or; neither … nor; - использовать широкий спектр союзов для выражения противопоставления и различия в сложных предложениях. 1.2.3.7. История. Выпускник научится: владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории; характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов; - использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историкосоциальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах; определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени; презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков; раскрывать сущность дискуссионных, "трудных" вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии; соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории XX в.; обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории России Новейшего времени; применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историкосоциальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах; критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества; изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории; самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории; давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ. Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений; анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации; устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации; определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии; применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность; целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебноисследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.; знать основные подходы (концепции) в изучении истории; знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории; работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические - версии; исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни Российского государства в контексте мировой истории XX в.; корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. 1.2.3.8. Обществознание. Предметными результатами освоения на базовом уровне выпускниками полной средней школы содержания программы по обществознанию являются: понимание общества как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов, осознание основных проблем, тенденций и возможных перспектив общественного развития; владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; владение основными обществоведческими понятиями и терминами как познавательными средствами окружающей социальной действительности; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; опыт использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных альтернатив, связанных с выполнением типичных социальных ролей (гражданин, член семьи, работник, собственник, потребитель); сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития; умение извлекать социальную информацию из различных неадаптированных источников, анализировать её, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс; социальная самоидентификация личности обучающегося как гражданина России, наследника традиций и достижений своего народа, современника и в ближайшем будущем активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни; мотивация к самостоятельному изучению общественных дисциплин, развитие интереса к их проблематике; умение ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты суждения и оценки, их связь с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; уважение ценностей иных культур, конфессий и мировоззрений, осознание глобальных проблем современности, своей роли в их решении. 1.2.3.9. Математика (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию). Выпускник научится: — Оперировать понятиями: конечное множество, бесконечное множество, числовые множества на координатной прямой, элемент множества, подмножество, пересечение и объединение множеств, отрезок, интервал — находить пересечение и объединение двух, множеств, представленных графически на числовой прямой — строить на числовой прямой подмножество числового множества, заданное простейшими условиями; — оперировать понятиями: утверждение (высказывание), отрицание утверждения, истинные и ложные утверждения, следствие, частный случай общего утверждения, контрпример; — распознавать ложные утверждения, ошибки в рассуждениях, в том числе с использованием контрпримеров; — оперировать понятиями: натуральное и целое число, делимость чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, рациональное число, иррациональное число, приближённое значение числа, часть, доля, отношение, процент, масштаб; — оперировать понятиями: логарифм числа, тригонометрическая окружность, радианная и градусная мера угла, синус, косинус, тангенс и котангенс углов, имеющих произвольную величину; — выполнять арифметические действия с целыми и рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы, применяя при необходимости вычислительные устройства; — сравнивать рациональные числа между собой; сравнивать с рациональными числами значения целых степеней чисел, корней натуральной степени из чисел, логарифмов чисел в простых случаях; — выполнять несложные преобразования числовых выражений, содержащих степени чисел, корни из чисел, логарифмы чисел; — пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах; — изображать точками на координатной прямой целые и рациональные числа; целые степени чисел, корни натуральной степени из чисел, логарифмы чисел в простых случаях; — выполнять несложные преобразования целых и дробно-рациональных буквенных выражений; — выражать в простейших случаях из равенства одну переменную через другие; — вычислять в простых случаях значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; — вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы; — исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа; — вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной; — решать прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения; — изображать схематически угол, величина которого выражена в градусах — оценивать знаки синуса, косинуса, тангенса, конкретных углов — решать линейные уравнения и неравенства, квадратные уравнения; — решать логарифмические и показательные уравнения вида loga(bx+ c) = d, abx+ c = d (где d можно представить в виде степени с основанием a) и неравенства вида loga x