Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №18 с крымскотатарским языком обучения города Евпатории Республики Крым» РАССМ О ТРЕН О на заседании педагогического совета школыпротокол № & от « ,1/ » и ш л 2021 г. СОГЛАСОВАНО на заседании Совета школы протокол № от « УТВЕРЖ ДЕНО Дирещор МЮУ«СШ №18» с ^ ^ с / Н.И. Ашуров « 2021 г. НРОГРАММА ВО С П И ТА Н И Я МБОУ «СШ № 18» «К ры м в еердще м©ем» ша 2021-2025 уч.г. Евпатория, 2021г. 2021Г. П О Я С Н И ТЕЛ ЬН А Я ЗА П И С К А Программа воспитания М БО У «СШ № 18» на 2021-2025 гг. (далее П рограмма)составлена на основе примерной республиканской и муниципальной программы воспитания «Крым в сердце моем» и: - направлена на реш ение проблем гармоничного вхож дения школьников в социальный мир и налаживания ответственны х взаимоотнош ений с окружающими их людьми; - учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности народов прож ивающ их на территории Республики Крым и Российской Федерации; - обеспечивает достиж ение обучающ имися образовательны х результатов в соответствии с требованиями, установленны ми ФГОС ОО; - определяет цели, задачи, планируемые результаты, содерж ание и организацию воспитательной деятельности на уровне начального общ его, основного общ его и среднего общ его образования; - реализуется образовательной организацией через урочную , внеурочную и внеклассную деятельность с соблю дением требований государственны х санитарно- эпидемиологических правил и нормативов. Программа разработана с учётом: - ФГОС ОО: ФГОС НОО (п.19.6; 19.7), ФГОС ООО (п .18.2.3), ФГОС СОО (п.18.2.3); Конституция Российской Ф едерации (С обрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 152; N 7, ст. 676; 2001, N 24, ст. 2421; 2003, N 30, ст. 3051; 2004, N 13, ст. 1110; 2005, N 42, ст. 4212; 2006, N 29, ст. 3119; 2007, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3745; 2009, N 1, ст. 1, ст. 2; N 4, ст. 445); - Федеральный закон Российской Ф едерации от 29 декабря 2012 г. № 2 7 3 -ФЗ «О б образовании в Российской Федерации»; - Конвенция ООН о правах ребёнка, принятой 20 ноября 1989 г. (Сборник меж дународны х договоров СССР, 1993, выпуск ХЦУ1); - В сеобщ ая декларация прав человека; - Гражданский кодекс РФ; - П исьм о М инистерства просвещ ения РФ от 12 мая 20 2 0 г. N В Б -1011/08 "О методических рекомендациях"; - М етодическими рекомендациями «О разработке программы воспитания» 2020 год г. Москва; - П римерной программы воспитания «Крым в сердце моем» М инистерства образования, науки и м олодеж и Республики Крым, КРИПП О, г.Симферополь, 2020г.; - П римерной программы воспитания «Крым в сердце моем» управления образования администрации города Евпатории Республики Крым, г.Евпатория, 2020г.; - ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО М БО У «СШ № 18»; - Устав М БО У «СШ № 18»; - Локальные актыМБОУ «СШ № 18». В се эти ю ридические документы утверждаю т гарантии прав ребёнка получать знания, воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Планируемые результаты реализации программы: - формирование у обучаю щ ихся основ российской идентичности; - готовность обучаю щ ихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; - ценностны е установки и социально-значимы е качества личности; - активное участие в социально-значимой деятельности. К программе воспитания прилагается ежегодны й календарный план воспитательной работы. 1. О С О Б Е Н Н О С Т И О Р Г А Н И З У Е М О Г О В Ш К О Л Е ВОСП И ТАТЕЛЬН О ГО ПРОЦЕССА П риоритетной задачей М БО У «СШ № 18»,в сф ере воспитания детей, согласно Стратегии развития воспитания в Российской Ф едерации на период до 2025 года, является развитие высоконравственной личности, разделяющ ей российские традиционные духовны е ценности, обладаю щ ей актуальными знаниями и умениями, способн ой реализовать свой потенциал в условиях соврем енного общ ества, готовой к мирному созиданию и защите Родины, лю бящ ей свой родной край, свою малую Родину - Крым. Евпатория - древний город. Здесь на протяжении двадцати пяти столетий происходило проникновение друг в друга таких культур как греческая, скифская, турецкая, караимская и, конечно же, русская. История городских поселений на месте соврем енной Евпатории насчитывает более 25 веков. В 2003 году Евпатория отпраздновала своё 2500-летие. На протяж ении своей 2 500летней истории город носил три названия: в античное время - Керкинитида, в средневековье - Гёзлев, в новое время - Евпатория.В трехкратной см ене названий города отразились крупнейш ие исторические эпохи: греческая колонизация, зарож дение Крымского ханства и вхож дение в состав Османской империи, присоединение Крыма к Российской империи в 1783 году. В Евпатории создан уникальный туристический маршрут «Малый Иерусалим, который проходит по старой части города: Гезлевские ворота (В орота дровяного базара), бывший монастырь суфийского ордена мусульманских монахов — «текие дервиш » (Х ^1-Х У Ш век) — состоит из обители дервиш ей, древнего минарета Ш укуруллаДжами и крымскотатарского музея в чайном домике, М ечеть Д ж ум а-Д ж ам и (Пятничная мечеть) 1552 г., Купеческая и Ремесленная синагоги, восстановленная синагога Егие Капай, Армянская церковь С урбН икогайос (1885 г.), комплекс Караимские кенасы (1907 г). Также уникальными архитектурными сооруж ениями и действую щ ими храмами являются С обор Святого Николая Чудотворца (1893 г.),Храм Святого Илии (1911-1918 г). В городе 15 музеев - «Краеведческий м узей», «М орской м узей», «М узей мировой скульптуры и прикладного искусства», героев Чернобыля «Звезда П олынь»,И стории Крымской войны, «Пираты Черного моря», «М узей почты», м узей «Старая морская аптека» и др. В Евпатории много театров - театр имени Пушкина, крымский государственны й ТЮЗ «Золотой ключик», театр кукол «М арионетки», театр огня «Вольфрам» и театр танца народов мира, необычные театр на ходулях, театр живой скульптуры. Е ж егодно Крым посещ ает до 6 миллионов отды хаю щ их и туристов, что создает специфические условия социализации м олодеж и в курортных зонах. Социально-экономические изм енения в жизни России, в целом, и Республики Крым, в частности, требую т от современной м олодеж и умения гибко реагировать на см ену условий жизни, адаптироваться к насущным требованиям, жить в многонациональном социальным и профессиональным и поликультурном мире. Повыш ение роли личности во всех сф ерах общ ественной ж изни актуализирует проблем у воспитания устойчивости личности в окружающ ем мире. И сторические события 2 0 1 4 года, связанные с возвращ ением Крыма в состав Российской Ф едерации, ярко продем онстрировали высокий патриотический потенциал крымского общ ества, основанный на цивилизационном выборе, чувстве неотъем лем ой сопричастности у народа Крыма к российском у культурному и духов н ом у миру. И сходя из выше сказанного, традиционны ми приоритетными направлениями в сфере воспитания детей в Республике Крым в целом, и М БО У «СШ № 18», в частности, является воспитание формирование лю бви патриотизма как основы всей к родном у краю, городу как воспитательной работы основополагаю щ его и элемента воспитания патриота страны; воспитание доброжелательного, береж ного отнош ения к народам, населяющим Крымский полуостров, формирование у детей и м олодеж и готовности к осознанной ж изни в духе взаимопонимания мира, согласия м еж ду всеми народами, этническими национальностями, религиозны ми группами; воспитание жизнестойкости как черты характера, противостоящ ей лю бом у негативному влиянию и позитивно воспринимаю щ ей мир и свое место в нем. М БО У «СШ № 18» является общ еобразовательной школой, численность обучаю щ ихся на 1 мая 2021 года составляет 377 человек, численность педагогического коллектива - 38 человек. В соответствии с Уставом М БО У «СШ № 18» обучение с 1 по 9 класс ведётся на крымскотатарском языке, а в 10-11 классах - на русском языке. П р о ц есс в о сп и та н и я в М БО У «СШ № 18» осн о в ы в а ет ся н а следую щ их п ри н ц и п ах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблю дение законности и прав семьи и ребенка, соблю дения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахож дении в образовательной организации; - ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозмож но конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общ ностей, содержательными которые событиями, бы объединяли общ ими детей позитивными и педагогов эм оциями и яркими и доверительными отнош ениями друг к другу; - организация основны х совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и не ш аблонность воспитания как условия его эффективности. Основными тр ади ц и я м и в о сп и тан и я в М БО У «СШ № 18» являются следую щ ие: - стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осущ ествляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - важной чертой каждого ключевого дела и большинства, используемы х для воспитания других совместны х дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; - в школе создаю тся увеличивается организатора); и его такие роль условия, в при совместны х которых делах (от по мере взросления пассивного ребенка наблюдателя до - в проведении общ ешкольных дел отсутствует соревновательность м еж ду классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; - педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательны х и товарищ еских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отнош ению к детям защ итную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разреш ении конфликтов) функции. 2. Ц Е Л Ь И З А Д А Ч И В О С П И Т А Н И Я Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающ ий судьбу Отечества как свою личную, осознаю щ ий ответственность за настоящ ее и будущ ее своей страны, укоренённый в духовны х и культурных традициях многонационального народа проживающ его в Республике Крым и Российской Ф едерации. И сходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общ ества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цельвоспитания в М БО У «СШ № 18» личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основны х норм, которые общ ество выработало на основе этих ценностей,(то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивны х отнош ений к этим общ ественны м ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствую щ его этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отнош ений на практике (то есть в приобретении ими опыта осущ ествления социально значимых дел). Конкретизация общ ей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следую щ ие целевыеприоритеты, соответствую щ ие трем уровням образования: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (у р о в ен ь н ач а л ь н о го общ его образования)таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний - знаний основны х норм и традиций того общ ества, в котором они живут. Это связано с особенностям и детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отнош ений школьников и накопления ими опыта осущ ествления социально значимых дел и в дальнейш ем,в подростковом и ю нош еском возрасте. К наиболее важным из них относятся следую щ ие: - быть любящим, послуш ным и отзывчивым сыном (дочерью ), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домаш ню ю работу, помогая старшим; - быть трудолю бивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебны х занятиях, так и в домаш них делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Р одину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домаш них питомцах и, по возм ож ности, о бездом ны х животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозны е зимы; не засорять бытовым м усором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролю бие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять лю бознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблю дать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровы й образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорош ие отнош ения с другими людьми; уметь прощать обиды , защищать слабых, по мере возм ож ности помогать нуждающ имся в этом людям; уважительно относиться к лю дям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущ ественного полож ения, лю дям с ограниченными возм ожностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохож им на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё м нение и действовать самостоятельно, без помощ и старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет осо б о е значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхож дение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систем у общ ественны х отношений. 2 .В воспитании детей подросткового возраста(уровень о сн ов н ого общ его образования)таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отнош ений школьников, и, преж де всего, ценностны х отношений: - к семье как главной опоре в ж изни человека и источнику его счастья; - к труду как основном у сп особу достиж ения ж изненного благополучия человека, залогу его успеш ного профессионального самоопределения и ощ ущ ения уверенности в завтрашнем дне; - к своем у отечеству, своей малой и больш ой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ем у предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику ж изни на Земле, основе самого ее существования, нуж даю щ ейся в защ ите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общ ежития, условию крепкой дружбы , налаживания отнош ений с коллегами по работе в будущ ем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечиваю щ ем у будущ ее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовном у богатству общ ества и важному условию ощ ущ ения человеком полноты проживаемой жизни, которое даю т ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорош его настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окруж ающим лю дям как безусловной и абсолю тной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходим о выстраивать доброжелательны е и взаимоподдерж иваю щ ие отнош ения, даю щ ие человеку радость общ ения и позволяю щие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяю щ имся и самореализующ имся личностям, отвечающ им за свое собственное будущ ее. Данный ценностный аспект человеческой ж изни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяю т его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. В ы деление данного приоритета в воспитании школьников, обучаю щ ихся на ступени основного общ его образования, связано с особенностям и детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в систем е отнош ений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной ж изненной позиции, собственны х ценностны х ориентаций. Подростковы й возраст - наиболее удачный возраст для развития социально значимых отнош ений школьников. 3. В воспитании детей ю нош еского возраста (у р о в ен ь ср едн его общ его о б р а зо в а н и я ) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осущ ествления социально значимых дел. Вы деление данного приоритета связано с особенностями школьников ю нош еского возраста: с их потребностью в ж изненном самоопределении, в выборе дальнейш его ж изненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам пом ож ет имеющ ийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в ш коле.Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он пом ож ет гармоничному вхож дению школьников во взрослую ж изнь окружающ его их общества. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родны х и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своем у родном у городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранны х дел; - опыт разрешения возникаю щих конфликтных ситуаций в школе, дом а или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственны х произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа ж изни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощ и окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Вы деление в общ ей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников,не о зн а ч а е т и гн о р и р о в а н и я д р у г и х с о с т а в л я ю щ и х о б щ е й ц ел и в о с п и т а н и я . П риоритет — это то, чему педагогам, работаю щ им со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание. Добросовестная работа педагогов, направленная на достиж ение поставленной цели,позволит ребенку получить необходим ы е социальные навыки, которые пом огут ему лучше ориентироваться в слож ном мире человеческих взаимоотнош ений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающ ими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с лю дьми разных возрастов и разного социального полож ения, см елее искать и находить выходы из трудны х жизненных ситуаций, осм ы сленнее выбирать свой жизненный путь в слож ны х поисках счастья для себя и окружаю щ их его лю дей. Д остиж ению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать реш ение следую щ их основны х за д а ч : 1) реализовывать воспитательные возмож ности общеш кольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообщ естве; 2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообщ еств в ж изни школы; 3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работаю щ ие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возмож ности; 4) использовать в воспитании детей возм ож ности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5) инициировать и поддерж ивать ученическое самоуправление - как на уровне школы, так и на уровне классных сообщ еств; 6) организовывать профориентационную работу со школьниками; 7) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; 8) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совм естное реш ение проблем личностного развития детей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 3. В И Д Ы , Ф О Р М Ы И С О Д Е Р Ж А Н И Е Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следую щ их направлений воспитательной работы школы, которая состоит из нескольких и нвари ан т н ы х и вари ат и вн ы х модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одном у из направлений воспитательной работы школы. И н в а р и а н т н ы м и м о д у л я м и - являются: «К лассное руководство», «Ш кольный урок», «К урсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Проф ориентация» . В а р и а т и в н ы м и м о д у л я м и - являются: «Ключевые общеш кольные дела», «Организация предметно-эстетической среды «Д ом , в котором ую тно всем». М одули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы школы. Деятельность педагогов образовательных организаций в рамках комплекса м одулей направлена на достиж ение результатов освоения основной образовательной программы общ его образования. 3.1. И н в ар и ан тн ы е м одули: 3.1.1. М о ду л ь « К л а ссн о е р у к о в о дст в о » Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащ имися вверенного ему класса; работу с учителями, преподаю щ ими в данном классе; работу с родителями учащ ихся или их законными представителями. Р абот а с классны м коллект ивом : • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходим ой помощ и детям в их подготовке, проведении и анализе; • организация совместны х дел с интересных учащ имися спортивно-оздоровительной, и полезны х вверенного для ем у духовно-нравственной, личностного класса развития (познавательной, творческой, ребенка трудовой, профориентационной направленности), позволяю щие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возм ож ность самореализоваться в них, а с другой, установить и упрочить доверительные отношения с учащ имися класса, стать для них значимым взрослым, задаю щ им образцы поведения в общ естве; • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общ ения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отнош ения к личности ребенка, поддерж ки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возм ож ности обсуж дения и принятия реш ений по обсуж даем ой проблеме, создания благоприятной среды для общения; • сплочение коллектива класса через: - игры и тренинги на сплочение и командообразование; - однодневны е походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; - празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; - внутриклассные «огоньки» и вечера, даю щ ие каждому школьнику возм ожность рефлексии собственного участия в ж изни класса. • выработка совм естно со школьниками законов класса, помогаю щ их детям освоить нормы и правила общ ения, которым они должны следовать в школе. И н ди ви дуальная р а б о т а с учащ и м и ся: • за изучение особен н остей личностного развития учащ ихся класса через наблю дение поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающ их ребенка в мир человеческих отнош ений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами б есед классного руководителя с родителями школьников, с преподающ ими в его классе учителями, а также (при необходим ости) - со школьным психологом; • поддерж ка ребенка в реш ении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотнош ений дальнейш его с одноклассниками трудоустройства, или учителями, успеваемость трансформируется классным руководителем и т.п.), выбор профессии, когда каждая в задачу для школьника, вуза и проблема которую они совместно стараются решить; • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебны е, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи; • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другим и учащ имися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предлож ение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Р а б о т а с у ч и т е л я м и , п р е п о д а ю щ и м и в к л а сс е: • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреж дение и разреш ение конфликтов м еж ду учителями и учащимися; • проведение мини-педсоветов, направленных на реш ение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, даю щ их педагогам возмож ность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Р а б о т а с р о д и т е л я м и у ч а щ и х с я и л и и х за к о н н ы м и п р е д с т а в и т е л я м и : • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; • помощь регулировании родителям отнош ений школьников м еж ду ними, или их законным администрацией представителям школы и в учителями- предметниками; • организация родительских собраний, происходящ их в реж име обсуж дения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующ их в управлении образовательной организацией и реш ении вопросов воспитания и обучения их детей; • привлечение членов сем ей школьников к организации и проведению дел класса; • организация на базе класса сем ейны х праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. 3.1.2. М о д у л ь «Ш к ол ь н ы й у р о к » Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующ ее: • установление доверительных отнош ений меж ду учителем и его учениками, способствую щ их позитивному восприятию учащ имися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуж даем ой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • побуж дение школьников соблю дать на уроке общ еприняты е нормы поведения, правила общ ения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностном у аспекту изучаемы х на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуж дения, высказывания учащ имися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возм ож ностей содерж ания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствую щ их текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуж дения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующ их познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые даю т учащ имся возм ож ность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок игровых процедур, которые помогаю т поддерж ать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отнош ений в классе, пом огают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • организация шефства мотивированных и эрудированны х учащ ихся над их неуспевающ ими одноклассниками, даю щ его школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддерж ка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возмож ность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственны х идей, навык уважительного отнош ения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; • проведение в образовательных организациях Республики Крым едины х уроков в рамках Календаря образовательных событий, приуроченны х к государственным и национальным праздникам Р оссийской Ф едерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, а также посвященны х памятным датам в истории Республики Крым. М одул ь 3.1.3. «К ур сы в н еур оч н ой д ея т ел ь н о ст и » В оспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осущ ествляется преимущ ественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возмож ность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отнош ения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослы х общ ностей,которы е могли бы объединять детей и педагогов общ ими позитивными эм оциями и доверительными отнош ениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задаю щ их их членам определенны е социально значимые формы поведения; - поддерж ку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддерж ание накопленных социально значимых традиций; - поощ рение педагогами детских инициатив и детского самоуправления; - реализацию крымского компонента:курс «Кры моведение» (автор А .В . Супрычев);курс по выбору «Основы религиозны х культур и светской этики. Основы исламской культуры» (авторы Д.И.Латышина, М .Ф .М уртазин). Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следую щ их выбранных школьниками ее видов:спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общ еинтеллектуальное, общ екультурное. Ф и зк у л ь т у р н о -о зд о р о в и т е л ь н о е , с п о р т и в н о е н а п р а в л е н и е Ц елесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностны х ориентиров и норм поведения, обеспечиваю щ их сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучаю щ ихся на ступени начального общ его образования как одной из ценностны х составляющих, способствую щ их познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достиж ению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общ его образования. Основны е задачи: - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; - развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. П о итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления, дни здоровья. Д у х о в н о -н р а в с т в е н н о е н а п р а в л е н и е Ц елесообразность названного направления заключается в обеспечении духовнонравственного развития обучаю щ ихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совм естной педагогической работе образовательного учреждения, семьи. Основны е задачи: - формирование способн ости к духовном у развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предм етно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования,самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; - укрепление нравственности — основанной на свободе воли и духовны х отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ морали — осознанной обучающ имся необходим ости определенного поведения, обусловленного принятыми в общ естве представлениями о добр е и зле, долж ном и недопустимом ; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, ж изненного оптимизма; - формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственны е нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; - принятие обучающ имся базовых общ енациональны х ценностей; - развитие трудолю бия, способности к преодолению трудностей; - формирование основ российской гражданской идентичности; - пробуж дение веры в Россию , чувства личной ответственности за Отечество; - формирование патриотизма и гражданской солидарности; - развитие навыков организации и осущ ествления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в реш ении общ их проблем. Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности долж на обеспечить: - осознание себя гражданином России на основе принятия общ их национальных нравственных ценностей; - развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности; - понимание и поддерж ание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощ ь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. П о итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, конкурсы. С оциальное н аправление Ц елесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучаю щ ихся, способствую щ их успеш ном у освоению нового социального опыта на ступени основного общ его образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходим ы х для эфф ективного взаимодействия в социуме. Основными задачами являются: - формирование психологической культуры и коммуникативной ком петенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; - формирование способности обучаю щ егося сознательно выстраивать и оценивать отнош ения в социуме; - становление гуманистических и демократических ценностны х ориентаций; - формирование основы культуры м ежэтнического общения; - формирование отнош ения к семье как к основе российского общества; - воспитание у школьников почтительного отнош ения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старш ему поколению. П о итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов. О бщ еинт еллект уальное направлен и е Ц елесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общ его и основного общ его образования. Основными задачами являются: - формирование навыков научно-интеллектуального труда; - развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; - формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; - овладение навыками универсальных учебны х действий у обучаю щ ихся на ступени начального общ его образования и основного общ его образования. П о итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защ ита проектов. О бщ екульт урное направление Ц елесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовном у развитию, нравственному самосоверш енствованию, формированию ценностны х ориентаций, развитие обш ей культуры, знаком ство с общ ечеловеческими ценностями мировой культуры, духовны ми ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основными задачами являются: -формирование ценностны х ориентаций общ ечеловеческого содержания; - становление активной ж изненной позиции; - воспитание уважительного отношения к родителям, старшим, доброж елательного отнош ения к сверстникам и малышам; - формирование эстетического отнош ения к красоте окружающ его мира, развитие стремления к творческой самореализации средствами худож ественн ой деятельности. П о итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки. План предусматривает распределение обучаю щ ихся по возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности. План реализует индивидуальный п одход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучаю щ имся раскрыть свои творческие способности и интересы. Занятия групп проводятся на базе школы. Таким образом,план внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающ ихся. 3.1.4. М о ду л ь « Р а б о т а с р о д и т ел я м и » Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эф фективного достиж ения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осущ ествляется в рамках следую щ их видов и форм деятельности: Н а гр у п п о в о м у р о в н е : • Родительский комитет школы, участвующ ий в управлении образовательной организацией и реш ении вопросов воспитания и социализации их детей; • родительские гостиные, на которых обсуж даю тся вопросы возрастных особен н остей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; • родительские дни, во время которых родители могут посещ ать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; • общешкольные родительские собрания, происходящ ие в реж име обсуж дения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; • консультации для родителей по вопросам воспитания и обучения несоверш еннолетних детей в рамках которого родители получают ценные рекомендации и советы от профессиональны х психологов, врачей, социальных работников; • родительские лектории на которых обсуж даю тся интересую щ ие родителей вопросы, а также осущ ествляются консультации психологов и педагогов. Н а и ндивидуальном уровн е: работа специалистов по запросу родителей для решения остры х конфликтных • ситуаций; • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемы х в случае возникновения остры х проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; • индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 3.1.5. М о д у л ь « С а м о у п р а в л ен и е» П оддерж ка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолю бие, чувство собственного достоинства, а школьникам - предоставляет широкие возмож ности для самовыражения и самореализации. Д етское самоуправление в школе осуществляется следую щ им образом: Н а у р о в н е ш колы : • через деятельность выборного Ученического совета обучаю щ ихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных реш ений, затрагивающих их права и законные интересы; через деятельность старост классов, объединяю щ его старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; • через работу постоянно действую щ его школьного актива, инициирующ его и организующ его проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флеш мобов и т.п.); Н а у р о в н е к л а с с о в: • через деятельность выборных по инициативе и предлож ениям учащ ихся класса лидеров (старост), представляю щ их интересы класса в общеш кольных делах и призванных координировать его работу с работой школьного ученического самоуправления, Ученического совета обучаю щ ихся и классных руководителей; • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающ их за различные направления работы класса; Н а индивидуальном уровн е: • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общ ешкольных и внутриклассных дел; • через реализацию школьниками, отвечающими за различные направления в классе. С т р у к т у р а Ш к о л ь н о го у ч ен и ч еск о го сам оуп р ав л ен и я : / \ ПРЕЗИДЕНТ / N N УЧЕНИЧЕСКИЙ СОВЕТ Ь. ч СОВЕТ ) к__ СТАРОСТЫ КЛАССОВ МИНИ С Т РО В / 3 .1.6.М одул ь « П р о ф о р и ен т а ц и я « К р ы м ск и й п р о ф ги д» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещ ение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональны х проб школьников. Задача совм естной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к осознанном у выбору своей будущ ей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемны е ситуации, формирующ ие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его проф ессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляю щ ие такой деятельности:циклы профориентационных часов общ ения, направленных на подготовку школьника к осознанном у планированию и реализации своего профессионального будущ его; • профориентационны е игры: симуляции, деловы е игры, реш ение кейсов (ситуаций, в которых необходим о принять реш ение, занять определенную позицию ), расширяющ ие знания школьников о типах профессий, о сп особах выбора проф ессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; • экскурсии на предприятия города, даю щ ие школьникам начальные представления о сущ ествую щ их проф ессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; • посещ ение профориентационны х выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебны х заведениях и вузах; • совм естное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвящ енных выбору профессий, прохож дение проф ориентационного онлайн-тестирования, прохож дение онлайн курсов по интересую щ им профессиям и направлениям образования; • участие в работе всероссийских профориентационны х проектов, созданны х в сети интернет: просмотр лекций, реш ение учебно-тренировочны х задач, участие в мастер классах, посещ ение открытых уроков; • индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способн остей , дарований и иных индивидуальных особен н остей детей, которые могут иметь значение в проц ессе выбора ими профессии; • освоение школьниками основ проф ессии в рамках курсов деятельности. А также работа педагога-психолога по профориентации обучающ ихся. внеурочной 3.2. В а р и а т и в н ы е модули: 3.2.1. М одул ь « О р га н и за ц и я п р ед м ет н о -эст ет и ч еск й среды « Д ом , в к отором у ю тн о в сем » Окружающая ребенка предм етно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащ ает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атм осферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреж дает стрессовы е ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспиты ваю щ ее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предм етно-эстетической средой школы как: • оформление интерьера школьных помещ ений (вестибюля, коридоров, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая мож ет служить хорош им средством разруш ения негативных установок школьников на учебны е и внеучебные занятия; • размещ ение на стенах школы регулярно сменяемы х экспозиций: творческих работ школьников, позволяющ их им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного худож ественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящ их в школе (проведенны х ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенисты х аллей, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступны х и приспособленны х для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно- рекреационных зон, позволяющ их разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; • создание и поддерж ание в рабочем состоянии в библиотеке школы стеллажа свободн ого книгообмена, на которые ж елаю щ ие дети, родители и педагоги могут выставлять для общ его пользования свои книги, а также брать с них для чтения лю бые другие; • благоустройство классных кабинетов, осущ ествляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяю щ ее учащ имся проявить свои фантазию и творческие способности, создаю щ ее повод для длительного общ ения классного руководителя со своими детьми; • событийный дизайн - оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торж ественны х линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.); • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эм блем а школы, логотип, элементы школьного костю ма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торж ественны е моменты ж изни образовательной организации - во время праздников, торжественны х церемоний, ключевых общеш кольных дел и иных происходящ их в ж изни школы знаковых событий; • акцентирование внимания школьников посредством элементов предм етно-эстетич еской среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. 3.2.2. М о ду л ь « К л ю ч ев ы е о б щ еш к о л ь н ы е д ел а » Ключевые дела - это главные традиционны е общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяю щ их их вместе с педагогами в едины й коллектив. Ключевые дела обеспечиваю т включенность в них больш ого числа детей и взрослых, способствую т интенсификации их общ ения, ставят их в ответственную позицию к происходящ ему в школе. Для этого в школе используются следую щ ие формы работы связанные с возрастными особенностям и обучающихся: Н а внеш кольном уровн е: - социальные проекты - еж егодны е совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел, ориентированны е на преобразование окружаю щ его школу социума: - благотворительная акция: «Белый цветок» - патриотическая акция «Бессмертный полк», «П одарок ветерану» - открытые дискуссионны е п лощ адки- комплекс открытых дискуссионны х площадок: общешкольные родительские собрания и ученические собрания, которые проводятся регулярно, в их рамках обсуж даю тся насущ ные проблемы; Единый месяц профилактики правонарушений в школе (октябрь, апрель). - спортивные состязания, праздники, организуемые совм естно с семьями учащихся, которые открывают возм ож ности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих: - спортивно-оздоровительная деятельность: муниципальные и региональные соревнования команд по игровым видам спорта в рамках Спартакиады школьников, военнопатриотические состязания, «В еселы е старты» и т.д.; - досугово-развлекательная деятельность: праздники «Дервиза», «Хыды рлез», «Ораза байрам», «Къурбан байрам»,«День матери», «8 М арта», «Новый год», выпускные вечера и т.п. с участием родителей; Н а ш кольном уровн е: - общешкольные праздники - еж егодно проводимые творческие дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы: - День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная обучающ имися, проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей Школы); - День самоуправления в День Учителя; - праздники, концерты, конкурсные программы вН овогодние праздники, О сенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День П обеды , выпускные вечера, «Первый звонок», «П оследний звонок», «Дервиза», «Хыды рлез», «Ораза байрам», «К ъурбан байрам» и др.; - торж ественны е ритуалы посвящения - связанные с переходом учащ ихся на следую щ ую ступень образования, символизирую щ ие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающ ие школьную идентичность детей («П освящ ение в первоклассники», «Первый звонок», «П оследний звонок»). - капустники - театрализованные выступления школьников, родителей и учителей с элементами добр ого юмора, пародий, импровизаций на темы ж изни школьников, родителей и учителей, создаю щ ие в школе атм осферу творчества и неформального общ ения, способствую т сплочению детского, педагогического и родительского сообщ еств в школе (Н овогодний концерт, выпускные вечера, церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в ж изни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы: награждение на торж ественной линейке «П оследний звонок» по итогам учебного года Похвальными листами и грамотами обучающ ихся. Н а у р о в н е к л а с с о в: - выбор и делегирование представителей классов в школьное Ученическое самоуправление, ответственных за подготовку общеш кольных ключевых дел; - участие школьных классов в реализации общеш кольных ключевых дел; - проведение в рамках класса итогового анализа детьми общеш кольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенны х дел на уровне школьного Ученического самоуправления. Н а индивидуальном уровн е: - вовлечение по возм ож ностикаж дого ребенка в ключевые дела школы в одной из возмож ны х для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущ их, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственны х за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); - индивидуальная помощ ь ребенку (при н еобходим ости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; - наблю дение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отнош ениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; - при н еобходим ости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совм естную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорош им примером для ребенка, через предлож ение взять в следую щ ем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общ ей работы. 4. О С Н О В Н Ы Е Н А П Р А В Л Е Н И Я С А М О А Н А Л И З А В О С П И Т А Т Е Л Ь Н О И Р А Б О Т Ы Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основны х проблем школьного воспитания и последую щ его их решения. Самоанализ осущ ествляется еж егодно силами самой образовательной организации. Основными принципами, на основе которых осущ ествляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осущ ествляемого анализа, ориентирующ ий экспертов на уважительное отнош ение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующ им воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущ ностных сторон воспитания, ориентирующ ий экспертов на изучение не количественны х его показателей, а качественных - таких как содерж ание и разнообразие деятельности, характер общ ения и отнош ений м еж ду школьниками и педагогами; - принцип развивающ его характера осущ ествляемого анализа, ориентирующ ий экспертов на использование его результатов для соверш енствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, ум елого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содерж ания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирую щ ий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников - это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются: 1. Р е з у л ь т а т ы в о с п и т а н и я , с о ц и а л и за ц и и и с а м о р а зв и т и я ш к о л ь н и к о в. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совм естно с заместителем директора по воспитательной работе с последую щ им обсуж ден и ем его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. С пособом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблю дение. Внимание педагогов сущ ествовавш ие сосредотачивается проблемы личностного на следую щ их развития вопросах: школьников какие удалось прежде решить за минувший учебны й год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2 . С о с т о я н и е о р га н и зу е м о й в ш к о л е с о в м е с т н о й д е я т е л ь н о с т и д е т е й и взр о сл ы х . Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, собы тийно насыщ енной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорош о знакомыми с деятельностью школы. С пособамиполучения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами анкетирование. ученического П олученны е самоуправления, результаты обсуж даю тся при на необходим ости заседании - их методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: - качеством проводимы х общеш кольных ключевых дел; - качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; - качеством реализации личностно развивающ его потенциала школьных уроков; - качеством сущ ествую щ его в школе ученического самоуправления; -качествомпрофориентационной работы школы; - качеством организации предм етно-эстетической среды школы; - качеством взаимодействия школы и сем ей школьников. И тогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу в следую щ ем учебном году. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)