Программа воспитания МБОУ «СШ № 18» на 2021-2025 гг

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №18 с крымскотатарским языком обучения города Евпатории
Республики Крым»
РАССМ О ТРЕН О на

заседании педагогического
совета школыпротокол
№ &
от
« ,1/ » и ш л 2021 г.

СОГЛАСОВАНО
на заседании
Совета школы
протокол №
от «

УТВЕРЖ ДЕНО

Дирещор МЮУ«СШ №18»
с ^ ^ с / Н.И. Ашуров
«

2021 г.

НРОГРАММА ВО С П И ТА Н И Я
МБОУ «СШ № 18»
«К ры м в еердще м©ем»
ша 2021-2025 уч.г.

Евпатория, 2021г.

2021Г.

П О Я С Н И ТЕЛ ЬН А Я ЗА П И С К А
Программа воспитания М БО У «СШ № 18» на 2021-2025 гг. (далее П рограмма)составлена
на основе примерной республиканской и муниципальной программы воспитания «Крым в
сердце моем» и:
- направлена на реш ение проблем гармоничного вхож дения школьников в социальный
мир и налаживания ответственны х взаимоотнош ений с окружающими их людьми;
- учитывает

региональные,

национальные

и

этнокультурные

потребности

народов

прож ивающ их на территории Республики Крым и Российской Федерации;
- обеспечивает достиж ение обучающ имися образовательны х результатов в соответствии с
требованиями, установленны ми ФГОС ОО;
-

определяет

цели,

задачи,

планируемые

результаты,

содерж ание

и

организацию

воспитательной деятельности на уровне начального общ его, основного общ его и среднего
общ его образования;
- реализуется образовательной организацией через урочную , внеурочную и внеклассную
деятельность

с

соблю дением

требований

государственны х

санитарно-

эпидемиологических правил и нормативов.

Программа разработана с учётом:
- ФГОС ОО: ФГОС НОО (п.19.6; 19.7), ФГОС ООО (п .18.2.3), ФГОС СОО (п.18.2.3);

Конституция Российской Ф едерации (С обрание законодательства Российской Федерации,
1996, N 3, ст. 152; N 7, ст. 676; 2001, N 24, ст. 2421; 2003, N 30, ст. 3051; 2004, N 13, ст.
1110; 2005, N 42, ст. 4212; 2006, N 29, ст. 3119; 2007, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3745; 2009, N 1,
ст. 1, ст. 2; N 4, ст. 445);
- Федеральный закон Российской Ф едерации от 29 декабря 2012 г. № 2 7 3 -ФЗ «О б
образовании в Российской Федерации»;
- Конвенция ООН о правах ребёнка, принятой 20 ноября 1989 г. (Сборник меж дународны х
договоров СССР, 1993, выпуск ХЦУ1);
- В сеобщ ая декларация прав человека;
- Гражданский кодекс РФ;
- П исьм о М инистерства просвещ ения РФ от 12 мая 20 2 0 г. N В Б -1011/08 "О методических
рекомендациях";
- М етодическими рекомендациями «О разработке программы воспитания» 2020 год г.
Москва;
- П римерной программы воспитания «Крым в сердце моем» М инистерства образования,
науки и м олодеж и Республики Крым, КРИПП О, г.Симферополь, 2020г.;

- П римерной программы воспитания «Крым в сердце моем» управления образования
администрации города Евпатории Республики Крым, г.Евпатория, 2020г.;
- ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО М БО У «СШ № 18»;
- Устав М БО У «СШ № 18»;
- Локальные актыМБОУ «СШ № 18».
В се эти ю ридические документы утверждаю т гарантии прав ребёнка получать знания,
воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые
являются для него родными.

Планируемые результаты реализации программы:
- формирование у обучаю щ ихся основ российской идентичности;

- готовность обучаю щ ихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
- ценностны е установки и социально-значимы е качества личности;
- активное участие в социально-значимой деятельности.
К программе воспитания прилагается ежегодны й календарный план воспитательной
работы.
1. О С О Б Е Н Н О С Т И О Р Г А Н И З У Е М О Г О В Ш К О Л Е
ВОСП И ТАТЕЛЬН О ГО ПРОЦЕССА
П риоритетной задачей М БО У «СШ № 18»,в сф ере воспитания детей, согласно Стратегии
развития воспитания в Российской Ф едерации на период до 2025 года, является развитие
высоконравственной

личности,

разделяющ ей

российские

традиционные

духовны е

ценности, обладаю щ ей актуальными знаниями и умениями, способн ой реализовать свой
потенциал в условиях соврем енного общ ества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины, лю бящ ей свой родной край, свою малую Родину - Крым.
Евпатория - древний город. Здесь на протяжении двадцати пяти столетий происходило
проникновение друг в друга таких культур как греческая, скифская, турецкая, караимская
и, конечно же, русская.
История городских поселений на месте соврем енной Евпатории насчитывает более 25
веков. В 2003 году Евпатория отпраздновала своё 2500-летие. На протяж ении своей 2 500летней

истории

город

носил три

названия:

в античное

время

- Керкинитида,

в

средневековье - Гёзлев, в новое время - Евпатория.В трехкратной см ене названий города
отразились

крупнейш ие

исторические

эпохи:

греческая

колонизация,

зарож дение

Крымского ханства и вхож дение в состав Османской империи, присоединение Крыма к
Российской империи в 1783 году.

В Евпатории создан уникальный туристический маршрут «Малый Иерусалим, который
проходит по старой части города: Гезлевские ворота (В орота дровяного базара), бывший
монастырь суфийского ордена мусульманских монахов — «текие дервиш » (Х ^1-Х У Ш
век)

—

состоит

из

обители

дервиш ей,

древнего

минарета

Ш укуруллаДжами

и

крымскотатарского музея в чайном домике, М ечеть Д ж ум а-Д ж ам и (Пятничная мечеть) 1552 г., Купеческая и Ремесленная синагоги, восстановленная синагога Егие Капай,
Армянская церковь С урбН икогайос (1885 г.), комплекс Караимские кенасы (1907 г).
Также уникальными архитектурными сооруж ениями и действую щ ими храмами являются
С обор Святого Николая Чудотворца (1893 г.),Храм Святого Илии (1911-1918 г).
В городе 15 музеев - «Краеведческий м узей», «М орской м узей», «М узей мировой
скульптуры и прикладного искусства»,

героев Чернобыля «Звезда П олынь»,И стории

Крымской войны, «Пираты Черного моря», «М узей почты», м узей «Старая морская
аптека» и др.
В Евпатории много театров - театр имени Пушкина, крымский государственны й ТЮЗ
«Золотой ключик», театр кукол «М арионетки», театр огня «Вольфрам» и театр танца
народов мира, необычные театр на ходулях, театр живой скульптуры.
Е ж егодно Крым посещ ает до

6

миллионов

отды хаю щ их и туристов,

что создает

специфические условия социализации м олодеж и в курортных зонах.
Социально-экономические изм енения в жизни России, в целом, и

Республики Крым, в

частности, требую т от современной м олодеж и умения гибко реагировать на см ену
условий

жизни,

адаптироваться

к

насущным

требованиям, жить в многонациональном

социальным

и

профессиональным

и поликультурном мире. Повыш ение роли

личности во всех сф ерах общ ественной ж изни актуализирует

проблем у воспитания

устойчивости личности в окружающ ем мире.
И сторические события 2 0 1 4 года, связанные с возвращ ением Крыма в состав Российской
Ф едерации, ярко продем онстрировали высокий патриотический потенциал крымского
общ ества,

основанный

на

цивилизационном

выборе,

чувстве

неотъем лем ой

сопричастности у народа Крыма к российском у культурному и духов н ом у миру.
И сходя из выше сказанного, традиционны ми приоритетными направлениями в сфере
воспитания детей в Республике Крым в целом, и М БО У «СШ № 18», в частности,
является

воспитание

формирование

лю бви

патриотизма

как

основы

всей

к родном у

краю,

городу

как

воспитательной

работы

основополагаю щ его

и

элемента

воспитания патриота страны; воспитание доброжелательного, береж ного отнош ения к
народам,

населяющим

Крымский

полуостров,

формирование

у

детей

и

м олодеж и

готовности к осознанной ж изни в духе взаимопонимания мира, согласия м еж ду всеми

народами,

этническими

национальностями,

религиозны ми

группами;

воспитание

жизнестойкости как черты характера, противостоящ ей лю бом у негативному влиянию и
позитивно воспринимаю щ ей мир и свое место в нем.
М БО У «СШ № 18» является общ еобразовательной школой, численность обучаю щ ихся на
1 мая 2021 года составляет 377 человек, численность педагогического коллектива -

38

человек. В соответствии с Уставом М БО У «СШ № 18» обучение с 1 по 9 класс ведётся на
крымскотатарском языке, а в 10-11 классах - на русском языке.
П р о ц есс в о сп и та н и я в М БО У «СШ № 18» осн о в ы в а ет ся н а следую щ их п ри н ц и п ах
взаимодействия педагогов и школьников:
-

неукоснительное

соблю дение

законности

и

прав

семьи

и ребенка,

соблю дения

конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка
при нахож дении в образовательной организации;
- ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого,

без

которой

невозмож но

конструктивное взаимодействие школьников и

педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых

общ ностей,

содержательными

которые

событиями,

бы

объединяли

общ ими

детей

позитивными

и

педагогов

эм оциями

и

яркими

и

доверительными

отнош ениями друг к другу;
-

организация

основны х

совместных

дел

школьников

и

педагогов

как

предмета

совместной заботы и взрослых, и детей;
-

системность,

целесообразность

и

не

ш аблонность

воспитания

как

условия

его

эффективности.
Основными тр ади ц и я м и в о сп и тан и я в М БО У «СШ № 18» являются следую щ ие:
-

стержнем

годового

цикла

воспитательной

работы

школы

являются

ключевые

общешкольные дела, через которые осущ ествляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства, используемы х для воспитания
других совместны х дел педагогов и школьников является коллективная разработка,
коллективное

планирование,

коллективное

проведение

и

коллективный

анализ

их

результатов;
-

в школе

создаю тся

увеличивается
организатора);

и

его

такие
роль

условия,
в

при

совместны х

которых
делах

(от

по

мере

взросления

пассивного

ребенка

наблюдателя

до

- в проведении общ ешкольных дел отсутствует соревновательность м еж ду классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а
также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательны х и товарищ еских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий
по

отнош ению

к

детям

защ итную,

личностно

развивающую,

организационную,

посредническую (в разреш ении конфликтов) функции.

2. Ц Е Л Ь И З А Д А Ч И В О С П И Т А Н И Я
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающ ий судьбу Отечества как свою
личную, осознаю щ ий ответственность за настоящ ее и будущ ее своей страны,
укоренённый в духовны х и культурных традициях многонационального народа
проживающ его в Республике Крым и Российской Ф едерации.
И сходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общ ества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек) формулируется общая цельвоспитания в М БО У «СШ № 18» личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основны х норм, которые общ ество выработало на основе этих
ценностей,(то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивны х отнош ений к этим общ ественны м ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствую щ его этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отнош ений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осущ ествления социально значимых дел).
Конкретизация общ ей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следую щ ие целевыеприоритеты, соответствую щ ие
трем уровням образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (у р о в ен ь н ач а л ь н о го общ его
образования)таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний - знаний основны х норм и традиций
того общ ества, в котором они живут.

Это связано с особенностям и детей младшего школьного возраста: с их потребностью
самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть
научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и
принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе
педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения
школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отнош ений
школьников и накопления ими опыта осущ ествления социально значимых дел и в
дальнейш ем,в подростковом и ю нош еском возрасте.
К наиболее важным из них относятся следую щ ие:
- быть любящим, послуш ным и отзывчивым сыном (дочерью ), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную
для ребёнка домаш ню ю работу, помогая старшим;
- быть трудолю бивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебны х
занятиях, так и в домаш них делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Р одину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домаш них питомцах и, по возм ож ности, о бездом ны х животных в
своем дворе; подкармливать птиц в морозны е зимы; не засорять бытовым м усором улицы,
леса, водоёмы);
- проявлять миролю бие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы,
не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять лю бознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблю дать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровы й образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорош ие отнош ения с другими людьми; уметь прощать обиды , защищать
слабых, по мере возм ож ности помогать нуждающ имся в этом людям; уважительно
относиться к лю дям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущ ественного полож ения, лю дям с ограниченными возм ожностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохож им на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё м нение и действовать самостоятельно, без помощ и старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности
следования им имеет осо б о е значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его

вхож дение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систем у общ ественны х
отношений.
2 .В воспитании детей подросткового возраста(уровень о сн ов н ого общ его

образования)таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отнош ений школьников, и, преж де всего, ценностны х отношений:
- к семье как главной опоре в ж изни человека и источнику его счастья;
- к труду как основном у сп особу достиж ения ж изненного благополучия человека, залогу
его успеш ного профессионального самоопределения и ощ ущ ения уверенности в
завтрашнем дне;
- к своем у отечеству, своей малой и больш ой Родине как месту, в котором человек вырос
и познал первые радости и неудачи, которая завещана ем у предками и которую нужно
оберегать;
- к природе как источнику ж изни на Земле, основе самого ее существования,
нуж даю щ ейся в защ ите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общ ежития, условию крепкой дружбы ,
налаживания отнош ений с коллегами по работе в будущ ем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечиваю щ ем у будущ ее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовном у богатству общ ества и важному условию ощ ущ ения человеком
полноты проживаемой жизни, которое даю т ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорош его настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
- к окруж ающим лю дям как безусловной и абсолю тной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходим о выстраивать доброжелательны е и
взаимоподдерж иваю щ ие отнош ения, даю щ ие человеку радость общ ения и позволяю щие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяю щ имся и самореализующ имся
личностям, отвечающ им за свое собственное будущ ее.
Данный ценностный аспект человеческой ж изни чрезвычайно важен для личностного
развития школьника, так как именно ценности во многом определяю т его жизненные
цели, его поступки, его повседневную жизнь. В ы деление данного приоритета в
воспитании школьников, обучаю щ ихся на ступени основного общ его образования,
связано с особенностям и детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя

как личность в систем е отнош ений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте
особую значимость для детей приобретает становление их собственной ж изненной
позиции, собственны х ценностны х ориентаций. Подростковы й возраст - наиболее
удачный возраст для развития социально значимых отнош ений школьников.
3. В воспитании детей ю нош еского возраста (у р о в ен ь ср едн его общ его о б р а зо в а н и я )
таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения
школьниками опыта осущ ествления социально значимых дел.
Вы деление данного приоритета связано с особенностями школьников ю нош еского
возраста: с их потребностью в ж изненном самоопределении, в выборе дальнейш его
ж изненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой
жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам пом ож ет имеющ ийся у них
реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в
ш коле.Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он пом ож ет
гармоничному вхож дению школьников во взрослую ж изнь окружающ его их общества.
Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родны х и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своем у родном у городу или селу, стране в целом,
опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранны х дел;
- опыт разрешения возникаю щих конфликтных ситуаций в школе, дом а или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственны х произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа ж изни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощ и окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Вы деление в общ ей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными
особенностями воспитанников,не о зн а ч а е т и гн о р и р о в а н и я д р у г и х с о с т а в л я ю щ и х о б щ е й
ц ел и в о с п и т а н и я . П риоритет — это то, чему педагогам, работаю щ им со школьниками

конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное
внимание.

Добросовестная работа педагогов, направленная на достиж ение поставленной
цели,позволит ребенку получить необходим ы е социальные навыки, которые пом огут ему
лучше ориентироваться в слож ном мире человеческих взаимоотнош ений, эффективнее
налаживать коммуникацию с окружающ ими, увереннее себя чувствовать во
взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с лю дьми разных возрастов и разного
социального полож ения, см елее искать и находить выходы из трудны х жизненных
ситуаций, осм ы сленнее выбирать свой жизненный путь в слож ны х поисках счастья для
себя и окружаю щ их его лю дей.
Д остиж ению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать реш ение
следую щ их основны х за д а ч :
1) реализовывать воспитательные возмож ности общеш кольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения
и анализа в школьном сообщ естве;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообщ еств в ж изни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работаю щ ие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать
их воспитательные возмож ности;
4) использовать в воспитании детей возм ож ности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) инициировать и поддерж ивать ученическое самоуправление - как на уровне
школы, так и на уровне классных сообщ еств;
6) организовывать профориентационную работу со школьниками;
7) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
8)

организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совм естное реш ение проблем личностного
развития детей.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную
и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом
профилактики антисоциального поведения школьников.

3. В И Д Ы , Ф О Р М Ы И С О Д Е Р Ж А Н И Е Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следую щ их
направлений воспитательной работы школы, которая состоит из нескольких

и нвари ан т н ы х и вари ат и вн ы х модулей, каждый из которых ориентирован на одну из

поставленных школой задач воспитания и соответствует одном у из направлений
воспитательной работы школы.
И н в а р и а н т н ы м и м о д у л я м и - являются: «К лассное руководство», «Ш кольный урок»,

«К урсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и
«Проф ориентация» .
В а р и а т и в н ы м и м о д у л я м и - являются: «Ключевые общеш кольные дела», «Организация

предметно-эстетической среды «Д ом , в котором ую тно всем».
М одули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в
системе воспитательной работы школы. Деятельность педагогов образовательных
организаций в рамках комплекса м одулей направлена на достиж ение результатов
освоения основной образовательной программы общ его образования.

3.1. И н в ар и ан тн ы е м одули:
3.1.1. М о ду л ь « К л а ссн о е р у к о в о дст в о »
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу
с коллективом класса; индивидуальную работу с учащ имися вверенного ему класса;
работу с учителями, преподаю щ ими в данном классе; работу с родителями учащ ихся или
их законными представителями.
Р абот а с классны м коллект ивом :
•

инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,

оказание необходим ой помощ и детям в их подготовке, проведении и анализе;
•

организация

совместны х

дел

с

интересных
учащ имися

спортивно-оздоровительной,

и

полезны х

вверенного

для

ем у

духовно-нравственной,

личностного

класса

развития

(познавательной,

творческой,

ребенка
трудовой,

профориентационной

направленности), позволяю щие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возм ож ность самореализоваться в них, а с другой, установить и упрочить доверительные отношения с учащ имися класса, стать для них
значимым взрослым, задаю щ им образцы поведения в общ естве;
•

проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общ ения

педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отнош ения к личности
ребенка,

поддерж ки

активной

позиции

каждого

ребенка

в беседе,

предоставления

школьникам возм ож ности обсуж дения и принятия реш ений по обсуж даем ой проблеме,
создания благоприятной среды для общения;

•

сплочение коллектива класса через:

-

игры и тренинги на сплочение и командообразование;

-

однодневны е

походы

и экскурсии,

организуемые

классными руководителями

и

родителями;
-

празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные
ученическими

микрогруппами

поздравления,

сюрпризы,

творческие

подарки

и

розыгрыши;
-

внутриклассные «огоньки» и вечера, даю щ ие каждому школьнику возм ожность
рефлексии собственного участия в ж изни класса.
•

выработка совм естно со школьниками законов класса, помогаю щ их детям освоить

нормы и правила общ ения, которым они должны следовать в школе.
И н ди ви дуальная р а б о т а с учащ и м и ся:
•

за

изучение особен н остей личностного развития учащ ихся класса через наблю дение

поведением

школьников

в их

повседневной

жизни,

в специально

создаваемых

педагогических ситуациях, в играх, погружающ их ребенка в мир человеческих отнош ений,
в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами б есед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающ ими в его классе учителями, а также (при необходим ости) - со
школьным психологом;
•

поддерж ка ребенка в реш ении важных для него жизненных проблем (налаживание

взаимоотнош ений
дальнейш его

с

одноклассниками

трудоустройства,

или

учителями,

успеваемость

трансформируется классным руководителем

и

т.п.),

выбор

профессии,

когда

каждая

в задачу для школьника,

вуза

и

проблема

которую

они

совместно стараются решить;
•

индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение

ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебны е, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед
с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе
анализируют свои успехи и неудачи;
•

коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или

законными

представителями,

с

другим и

учащ имися

класса;

через

включение

в

проводимые школьным психологом тренинги общения; через предлож ение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Р а б о т а с у ч и т е л я м и , п р е п о д а ю щ и м и в к л а сс е:

•

регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,

направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреж дение и разреш ение конфликтов м еж ду учителями и
учащимися;
•

проведение мини-педсоветов, направленных на реш ение конкретных проблем

класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
•

привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, даю щ их педагогам

возмож ность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
•

привлечение

учителей

к участию

в родительских

собраниях

класса

для

объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Р а б о т а с р о д и т е л я м и у ч а щ и х с я и л и и х за к о н н ы м и п р е д с т а в и т е л я м и :
•

регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их

детей, о жизни класса в целом;
•

помощь

регулировании

родителям
отнош ений

школьников
м еж ду

ними,

или

их

законным

администрацией

представителям

школы

и

в

учителями-

предметниками;
•

организация родительских собраний,

происходящ их в реж име обсуж дения

наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
•

создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующ их в

управлении образовательной организацией и реш ении вопросов воспитания и обучения
их детей;
•

привлечение членов сем ей школьников к организации и проведению дел класса;

•

организация на базе класса сем ейны х праздников, конкурсов, соревнований,

направленных на сплочение семьи и школы.

3.1.2. М о д у л ь «Ш к ол ь н ы й у р о к »

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующ ее:
•

установление доверительных отнош ений меж ду учителем и его учениками,
способствую щ их позитивному восприятию учащ имися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуж даем ой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;

•

побуж дение школьников соблю дать на уроке общ еприняты е нормы поведения,
правила общ ения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

•

привлечение внимания школьников к ценностном у аспекту изучаемы х на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией - инициирование ее обсуж дения, высказывания учащ имися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

•

использование воспитательных возм ож ностей содерж ания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствую щ их
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуж дения в
классе;

•

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующ их познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые
даю т учащ имся возм ож ность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;

•

включение в урок игровых процедур, которые помогаю т поддерж ать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отнош ений
в классе, пом огают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

•

организация шефства мотивированных и эрудированны х учащ ихся над их
неуспевающ ими одноклассниками, даю щ его школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;

•

инициирование и поддерж ка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст школьникам возмож ность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственны х идей,
навык уважительного отнош ения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

•

проведение в образовательных организациях Республики Крым едины х уроков в
рамках Календаря образовательных событий, приуроченны х к государственным и
национальным праздникам Р оссийской Ф едерации, памятным датам и событиям
российской истории и культуры, а также посвященны х памятным датам в истории
Республики Крым.

М одул ь 3.1.3. «К ур сы в н еур оч н ой д ея т ел ь н о ст и »
В оспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осущ ествляется
преимущ ественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возмож ность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отнош ения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослы х
общ ностей,которы е могли бы объединять детей и педагогов общ ими позитивными
эм оциями и доверительными отнош ениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задаю щ их их членам определенны е
социально значимые формы поведения;
- поддерж ку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией
и установкой на сохранение и поддерж ание накопленных социально значимых традиций;
- поощ рение педагогами детских инициатив и детского самоуправления;
- реализацию крымского компонента:курс «Кры моведение» (автор А .В . Супрычев);курс
по выбору «Основы религиозны х культур и светской этики. Основы исламской культуры»
(авторы Д.И.Латышина, М .Ф .М уртазин).
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках следую щ их выбранных школьниками ее видов:спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общ еинтеллектуальное, общ екультурное.
Ф и зк у л ь т у р н о -о зд о р о в и т е л ь н о е , с п о р т и в н о е н а п р а в л е н и е

Ц елесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок,
личностны х ориентиров и норм поведения, обеспечиваю щ их сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучаю щ ихся на ступени
начального общ его образования как одной из ценностны х составляющих,
способствую щ их познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достиж ению
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общ его образования.
Основны е задачи:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных,
психологических и иных особенностей;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

П о итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы,
соревнования, показательные выступления, дни здоровья.
Д у х о в н о -н р а в с т в е н н о е н а п р а в л е н и е

Ц елесообразность названного направления заключается в обеспечении духовнонравственного развития обучаю щ ихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности, в совм естной педагогической работе образовательного учреждения, семьи.
Основны е задачи:
- формирование способн ости к духовном у развитию, реализации творческого потенциала
в учебно-игровой, предм етно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на
основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного
образования,самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции —
«становиться лучше»;
- укрепление нравственности — основанной на свободе воли и духовны х отечественных
традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ морали — осознанной обучающ имся необходим ости определенного
поведения, обусловленного принятыми в общ естве представлениями о добр е и зле,
долж ном и недопустимом ; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной
самооценки и самоуважения, ж изненного оптимизма;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности
школьника формулировать собственны е нравственные обязательства, осуществлять
нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать
нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающ имся базовых общ енациональны х ценностей;
- развитие трудолю бия, способности к преодолению трудностей;
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуж дение веры в Россию , чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осущ ествления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в реш ении общ их проблем.
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности долж на
обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общ их национальных
нравственных ценностей;
- развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- понимание и поддерж ание таких нравственных устоев семьи, как любовь,
взаимопомощ ь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за
другого человека.
П о итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела,
конкурсы.
С оциальное н аправление

Ц елесообразность названного направления заключается в активизации внутренних
резервов обучаю щ ихся, способствую щ их успеш ном у освоению нового социального опыта
на ступени основного общ его образования, в формировании социальных,
коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходим ы х для эфф ективного
взаимодействия в социуме.
Основными задачами являются:
- формирование психологической культуры и коммуникативной ком петенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование способности обучаю щ егося сознательно выстраивать и оценивать
отнош ения в социуме;
- становление гуманистических и демократических ценностны х ориентаций;
- формирование основы культуры м ежэтнического общения;
- формирование отнош ения к семье как к основе российского общества;
- воспитание у школьников почтительного отнош ения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старш ему поколению.
П о итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты
проектов.
О бщ еинт еллект уальное направлен и е

Ц елесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общ его и основного общ его образования.
Основными задачами являются:
- формирование навыков научно-интеллектуального труда;
- развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
- овладение навыками универсальных учебны х действий у обучаю щ ихся на ступени
начального общ его образования и основного общ его образования.
П о итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защ ита проектов.
О бщ екульт урное направление

Ц елесообразность данного направления заключается в воспитании способности к
духовном у развитию, нравственному самосоверш енствованию, формированию
ценностны х ориентаций, развитие обш ей культуры, знаком ство с общ ечеловеческими
ценностями мировой культуры, духовны ми ценностями отечественной культуры,
нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов
других стран.
Основными задачами являются:
-формирование ценностны х ориентаций общ ечеловеческого содержания;
- становление активной ж изненной позиции;
- воспитание уважительного отношения к родителям, старшим, доброж елательного
отнош ения к сверстникам и малышам;
- формирование эстетического отнош ения к красоте окружающ его мира, развитие
стремления к творческой самореализации средствами худож ественн ой деятельности.
П о итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки.
План предусматривает распределение обучаю щ ихся по возрасту, в зависимости от
направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности.
План реализует индивидуальный п одход в процессе внеурочной деятельности, позволяя
обучаю щ имся раскрыть свои творческие способности и интересы.
Занятия групп проводятся на базе школы. Таким образом,план внеурочной деятельности
создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности
обучающ ихся.

3.1.4. М о ду л ь « Р а б о т а с р о д и т ел я м и »
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется
для более эф фективного достиж ения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или
законными представителями школьников осущ ествляется в рамках следую щ их видов и
форм деятельности:
Н а гр у п п о в о м у р о в н е :
•

Родительский комитет школы, участвующ ий в управлении образовательной

организацией и реш ении вопросов воспитания и социализации их детей;
•

родительские

гостиные,

на

которых

обсуж даю тся

вопросы

возрастных

особен н остей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с

детьми,

проводятся

мастер-классы,

семинары,

круглые

столы

с

приглашением

специалистов;
•

родительские дни, во время которых родители могут посещ ать школьные уроки

и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в школе;
•

общешкольные родительские собрания, происходящ ие в реж име обсуж дения

наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
•

консультации

для

родителей

по

вопросам

воспитания

и

обучения

несоверш еннолетних детей в рамках которого родители получают ценные рекомендации
и советы от профессиональны х психологов, врачей, социальных работников;
•

родительские лектории на которых обсуж даю тся интересую щ ие родителей

вопросы, а также осущ ествляются консультации психологов и педагогов.
Н а и ндивидуальном уровн е:

работа специалистов по запросу родителей для решения остры х конфликтных

•

ситуаций;
•

участие

родителей

в педагогических

консилиумах,

собираемы х

в

случае

возникновения остры х проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
•

помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и

внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
•

индивидуальное

консультирование

с

целью

координации

воспитательных

усилий педагогов и родителей.

3.1.5. М о д у л ь « С а м о у п р а в л ен и е»
П оддерж ка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолю бие, чувство собственного
достоинства, а школьникам - предоставляет широкие возмож ности для самовыражения и
самореализации.
Д етское самоуправление в школе осуществляется следую щ им образом:
Н а у р о в н е ш колы :
•

через деятельность выборного Ученического совета обучаю щ ихся, создаваемого
для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных реш ений, затрагивающих их права и
законные интересы;

через деятельность старост классов, объединяю щ его старост классов для
облегчения распространения значимой для школьников информации и получения
обратной связи от классных коллективов;
•

через работу постоянно действую щ его школьного актива, инициирующ его и
организующ его проведение личностно значимых для школьников событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флеш мобов и т.п.);

Н а у р о в н е к л а с с о в:
•

через деятельность выборных по инициативе и предлож ениям учащ ихся класса
лидеров (старост), представляю щ их интересы класса в общеш кольных делах и
призванных координировать его работу с работой школьного ученического
самоуправления, Ученического совета обучаю щ ихся и классных руководителей;

•

через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающ их за различные
направления работы класса;

Н а индивидуальном уровн е:

•

через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общ ешкольных и внутриклассных дел;

•

через реализацию школьниками, отвечающими за различные направления в классе.
С т р у к т у р а Ш к о л ь н о го у ч ен и ч еск о го сам оуп р ав л ен и я :
/

\

ПРЕЗИДЕНТ

/

N

N

УЧЕНИЧЕСКИЙ

СОВЕТ
Ь.

ч

СОВЕТ

)

к__

СТАРОСТЫ КЛАССОВ

МИНИ С Т РО В

/

3 .1.6.М одул ь « П р о ф о р и ен т а ц и я « К р ы м ск и й п р о ф ги д»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещ ение школьников; диагностику и
консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональны х проб
школьников. Задача совм естной деятельности педагога и ребенка - подготовить
школьника к осознанном у выбору своей будущ ей профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемны е ситуации, формирующ ие готовность
школьника к выбору, педагог актуализирует его проф ессиональное самоопределение,
позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляю щ ие такой деятельности:циклы
профориентационных часов общ ения, направленных на подготовку школьника к
осознанном у планированию и реализации своего профессионального будущ его;
•

профориентационны е

игры:

симуляции,

деловы е

игры,

реш ение

кейсов

(ситуаций, в которых необходим о принять реш ение, занять определенную позицию ),
расширяющ ие знания школьников о типах профессий, о сп особах выбора проф ессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;
•

экскурсии

на

предприятия

города,

даю щ ие

школьникам

начальные

представления о сущ ествую щ их проф ессиях и условиях работы людей, представляющих
эти профессии;
•

посещ ение профориентационны х выставок, ярмарок профессий, дней открытых

дверей в средних специальных учебны х заведениях и вузах;
•

совм естное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвящ енных выбору

профессий,

прохож дение

проф ориентационного

онлайн-тестирования,

прохож дение

онлайн курсов по интересую щ им профессиям и направлениям образования;
•

участие в работе всероссийских профориентационны х проектов, созданны х в

сети интернет: просмотр лекций, реш ение учебно-тренировочны х задач, участие в
мастер классах, посещ ение открытых уроков;
•

индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по

вопросам склонностей, способн остей , дарований и иных индивидуальных особен н остей
детей, которые могут иметь значение в проц ессе выбора ими профессии;
•

освоение

школьниками

основ

проф ессии

в

рамках

курсов

деятельности.
А также работа педагога-психолога по профориентации обучающ ихся.

внеурочной

3.2. В а р и а т и в н ы е модули:
3.2.1. М одул ь « О р га н и за ц и я п р ед м ет н о -эст ет и ч еск й среды
« Д ом , в к отором у ю тн о в сем »
Окружающая

ребенка

предм етно-эстетическая

среда

школы,

при

условии

ее

грамотной организации, обогащ ает внутренний мир ученика, способствует формированию
у него чувства вкуса и стиля, создает атм осферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреж дает стрессовы е ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком школы. Воспиты ваю щ ее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы с предм етно-эстетической средой школы как:
•

оформление интерьера школьных помещ ений (вестибюля, коридоров, лестничных
пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая мож ет служить
хорош им средством разруш ения негативных установок школьников на учебны е и
внеучебные занятия;
•

размещ ение на стенах школы регулярно сменяемы х экспозиций: творческих

работ школьников, позволяющ их им реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; картин определенного худож ественного стиля,
знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов
об

интересных

событиях,

происходящ их

в

школе

(проведенны х

ключевых

делах,

интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
•

озеленение

пришкольной

территории,

разбивка

клумб,

тенисты х

аллей,

оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступны х и
приспособленны х

для

школьников

разных

возрастных

категорий,

оздоровительно-

рекреационных зон, позволяющ их разделить свободное пространство школы на зоны
активного и тихого отдыха;
•

создание и поддерж ание в рабочем состоянии в библиотеке школы стеллажа

свободн ого книгообмена, на которые ж елаю щ ие дети, родители и педагоги могут
выставлять для общ его пользования свои книги, а также брать с них для чтения лю бые
другие;
•

благоустройство

классных

кабинетов,

осущ ествляемое

классными

руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяю щ ее учащ имся проявить
свои фантазию и творческие способности, создаю щ ее повод для длительного общ ения
классного руководителя со своими детьми;
•

событийный

дизайн

-

оформление

пространства

проведения

конкретных

школьных событий (праздников, церемоний, торж ественны х линеек, творческих вечеров,
выставок, собраний, конференций и т.п.);

•

совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной

символики (флаг школы, гимн школы, эм блем а школы, логотип, элементы школьного
костю ма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торж ественны е
моменты ж изни образовательной организации - во время праздников, торжественны х
церемоний,

ключевых общеш кольных дел

и иных происходящ их

в ж изни школы

знаковых событий;
•

акцентирование внимания школьников посредством элементов предм етно-эстетич

еской среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы,
ее традициях, правилах.

3.2.2. М о ду л ь « К л ю ч ев ы е о б щ еш к о л ь н ы е д ел а »
Ключевые дела - это главные традиционны е общешкольные дела, в которых принимает
участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся,
проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных
творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяю щ их их вместе с
педагогами в едины й коллектив. Ключевые дела обеспечиваю т включенность в них
больш ого числа детей и взрослых, способствую т интенсификации их общ ения, ставят их в
ответственную позицию к происходящ ему в школе. Для этого в школе используются
следую щ ие формы работы связанные с возрастными особенностям и обучающихся:
Н а внеш кольном уровн е:

- социальные проекты - еж егодны е совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел, ориентированны е на преобразование
окружаю щ его школу социума:
- благотворительная акция: «Белый цветок»
- патриотическая акция «Бессмертный полк», «П одарок ветерану»
- открытые дискуссионны е п лощ адки- комплекс открытых дискуссионны х площадок:
общешкольные родительские собрания и ученические собрания, которые проводятся
регулярно, в их рамках обсуж даю тся насущ ные проблемы;
Единый месяц профилактики правонарушений в школе (октябрь, апрель).
- спортивные состязания, праздники, организуемые совм естно с семьями учащихся,
которые открывают возм ож ности для творческой самореализации школьников и
включают их в деятельную заботу об окружающих:
- спортивно-оздоровительная деятельность: муниципальные и региональные соревнования
команд по игровым видам спорта в рамках Спартакиады школьников, военнопатриотические состязания, «В еселы е старты» и т.д.;

- досугово-развлекательная деятельность: праздники «Дервиза», «Хыды рлез», «Ораза
байрам», «Къурбан байрам»,«День матери», «8 М арта», «Новый год», выпускные вечера
и т.п. с участием родителей;
Н а ш кольном уровн е:
- общешкольные праздники - еж егодно проводимые творческие дела, связанные со

значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все
классы школы:
- День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная
обучающ имися, проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей
Школы);
- День самоуправления в День Учителя;
- праздники, концерты, конкурсные программы вН овогодние праздники, О сенние
праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День П обеды , выпускные
вечера, «Первый звонок», «П оследний звонок», «Дервиза», «Хыды рлез», «Ораза байрам»,
«К ъурбан байрам» и др.;
- торж ественны е ритуалы посвящения - связанные с переходом учащ ихся на следую щ ую
ступень образования, символизирую щ ие приобретение ими новых социальных статусов в
школе и развивающ ие школьную идентичность детей («П освящ ение в первоклассники»,
«Первый звонок», «П оследний звонок»).
- капустники - театрализованные выступления школьников, родителей и учителей с
элементами добр ого юмора, пародий, импровизаций на темы ж изни школьников,
родителей и учителей, создаю щ ие в школе атм осферу творчества и неформального
общ ения, способствую т сплочению детского, педагогического и родительского сообщ еств
в школе (Н овогодний концерт, выпускные вечера, церемонии награждения (по итогам
года) школьников и педагогов за активное участие в ж изни школы, защиту чести школы в
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:
награждение на торж ественной линейке «П оследний звонок» по итогам учебного года
Похвальными листами и грамотами обучающ ихся.
Н а у р о в н е к л а с с о в:
- выбор и делегирование представителей классов в школьное Ученическое

самоуправление, ответственных за подготовку общеш кольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общеш кольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общеш кольных ключевых дел,
участие представителей классов в итоговом анализе проведенны х дел на уровне
школьного Ученического самоуправления.

Н а индивидуальном уровн е:
- вовлечение по возм ож ностикаж дого ребенка в ключевые дела школы в одной из

возмож ны х для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущ их,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственны х за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощ ь ребенку (при н еобходим ости) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
- наблю дение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отнош ениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при н еобходим ости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совм естную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорош им
примером для ребенка, через предлож ение взять в следую щ ем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общ ей работы.

4. О С Н О В Н Ы Е Н А П Р А В Л Е Н И Я С А М О А Н А Л И З А В О С П И Т А Т Е Л Ь Н О И Р А Б О Т Ы

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным
самой школой направлениям и проводится с целью выявления основны х проблем
школьного воспитания и последую щ его их решения.
Самоанализ осущ ествляется еж егодно силами самой образовательной организации.
Основными принципами, на основе которых осущ ествляется самоанализ воспитательной
работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осущ ествляемого анализа, ориентирующ ий
экспертов

на уважительное

отнош ение

как к воспитанникам, так и к педагогам,

реализующ им воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущ ностных сторон воспитания, ориентирующ ий экспертов
на изучение не количественны х его показателей, а качественных - таких как содерж ание и
разнообразие деятельности, характер общ ения и отнош ений м еж ду школьниками и
педагогами;
- принцип развивающ его характера осущ ествляемого анализа, ориентирующ ий экспертов
на использование его результатов для соверш енствования воспитательной деятельности
педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, ум елого планирования
своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содерж ания их
совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,
ориентирую щ ий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников - это
результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса
являются:
1. Р е з у л ь т а т ы в о с п и т а н и я , с о ц и а л и за ц и и и с а м о р а зв и т и я ш к о л ь н и к о в.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совм естно с заместителем директора
по воспитательной работе с последую щ им обсуж ден и ем его результатов на заседании
методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
С пособом

получения

информации

о

результатах

воспитания,

социализации

и

саморазвития школьников является педагогическое наблю дение.
Внимание

педагогов

сущ ествовавш ие

сосредотачивается

проблемы

личностного

на

следую щ их

развития

вопросах:

школьников

какие

удалось

прежде

решить

за

минувший учебны й год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2 . С о с т о я н и е о р га н и зу е м о й в ш к о л е с о в м е с т н о й д е я т е л ь н о с т и д е т е й и взр о сл ы х .

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе
интересной, собы тийно насыщ енной и личностно развивающей совместной деятельности
детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями,

активом

старшеклассников

и

родителями,

хорош о

знакомыми

с

деятельностью школы.
С пособамиполучения

информации

о

состоянии

организуемой

в школе

совместной

деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями,
педагогами,

лидерами

анкетирование.

ученического

П олученны е

самоуправления,

результаты

обсуж даю тся

при
на

необходим ости

заседании

-

их

методического

объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимы х общеш кольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающ его потенциала школьных уроков;

- качеством сущ ествую щ его в школе ученического самоуправления;
-качествомпрофориентационной работы школы;
- качеством организации предм етно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и сем ей школьников.
И тогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу в
следую щ ем учебном году.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».