СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета МБОУ «СШ №18» Протокол № У от « ,jj/' »0 $2021г. ПОЛОЖЕНИЕ о едином орфографическом режиме и оценивании различных видов работ по русскому языку и литературе 1. Количество и назначение ученических тетрадей. Для выполнения всех видов обучающих работ учащиеся должны иметь следующее количество тетрадей: Предмет 5-9 классы 10-11 классы Русский рабочая тетрадь - 2, рабочая тетрадь - 2, язык тетрадь для контрольных работ - 1. тетрадь для контрольных работ - 1. Литература рабочая тетрадь - 1, тетрадь для контрольных работ - 1. рабочая тетрадь - 1, тетрадь для контрольных работ - 1. Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК. В тетради для контрольных работ выполняются все виды контрольных работ. Работа над ошибками выполняется в тетрадях для контрольных работ. Тетради для контрольных работ по русскому языку, литературе хранятся в МБОУ «СШ №18» до конца учебного года. 2. Порядок ведения тетрадей учащимися. Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований: - писать аккуратно, разборчивым почерком; - учащиеся пользуются стандартными тетрадями (12 - 18 листов). Тетради объёмом более 18 листов могут использоваться лишь в 7 - 11 классе по литературе. - единообразно выполнять надписи на обложке тетради; - соблюдать поля с внешней стороны; - соблюдать красную строку; - между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком строку не пропускать; - после каждого вида письменной работы и следующей работы пропускать 2 линейки (для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу); - между классной и домашней работой пропускать 2 линейки; - выполнять подчеркивания, чертить схемы аккуратно простым карандашом, в случае необходимости - с применением линейки; - исправлять ошибки следующим образом: * неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; * часть слова, слово, предложение гонкой горизонтальной линией; ^вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; * не заключать неверные написания в скобки; - указывать дату выполнения работы. В 5-9 классах число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. В 10-11 классах допускается запись цифрами на полях. Например: Десятое сентября. 10.09.2021 г. 3 тетрадях по русскому языку записывается вид работы и строкой ниже - её название. Например: Диктант. В тайге. Это относится и к обозначению кратковременных работ, выполняемых в рабочих тетрадях; указывать номер упражнения, вид выполняемой работы (план, конспект, анализ текста, ответы на вопросы и т.д.). где выполняется работа (классная или домашняя). Например: Классная работа. Упражнение 234. Образцы оформления тетрадей: Тетрадь для работ по русскому языку обучающегося 7-А класса МБОУ «СШ№18» Ибрагимова Зинура Тетрадь для работ по литературе обучающегося 7-А класса МБОУ «СШ №18» Ибрагимова Зинура Пользоваться штрихом строго запрещается. 3. Оптимальная периодичность проверки и оценивания письменных работ учащихся Русский язык После каждого урока все виды письменных работ у всех учащихся. Первое полугодие - после каждого урока все виды письменных работ у всех учащихся, второе полугодие - не реже 2 раз в неделю, при этом у слабых учащихся проверяются все виды письменных работ, а у сильных - наиболее значимые по своей важности. 7-9 классы Один раз в неделю: все самостоятельно выполненные работы - у слабых учащихся, а у сильных - наиболее значимые по своей важности. 10-11 классы Один раз в неделю: все самостоятельно выполненные работы - у слабых учащихся, а у сильных - наиболее значимые по своей важности. Литература 5-6 классы 2 раза в месяц проверяются все работы, оцениваются выборочно - наиболее значимые по своей важности. 7-8 классы 2 раза в месяц проверяются и оцениваются все самостоятельно выполненные работы - у слабых учащихся, а у сильных - наиболее значимые по своей важности. 9-11 классы Не менее 2 раз в месяц, оцениваются наиболее значимые по своей важности работы. Классы 5 класс 6 класс Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся. Оценка за ведение тетради по русскому языку выставляется один раз в месяц всем учащимся, по литературе один раз в два месяца. 4. Сроки проверки контрольных и самостоятельных работ Вид работы Диктант (5-11 класс) Изложение и сочинение (5-8 класс) Изложение и сочинение (9-11 класс) Контрольное тестирование Срок проверки к следующему уроку в течение 7 дней в течение 10 дней к следующему уроку В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим: - при проверке письменных работ учащихся 5-11 классов по русскому языку учитель зачёркивает неверно написанную букву или пунктуационный знак, вместо зачёркнутого, надписывает нужную букву или пунктуационный знак и отмечает на полях допущенную ошибку; - на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (I - орфографическая ошибка. V - пунктуационная); - при проверке изложений и сочинений в 5-11 классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает недочеты в содержании - знаком С (фактические ошибки знаком Ф. логические - знаком Л), речевые - знаком Р, грамматические - знаком Г. - подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой । красными чернилами, красным карандашом); - проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок; - после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется отметка. Первая отметка ставится за содержание (логические и фактические ошибки) и речь. Перед нею записывается число ошибок в содержании и число речевых недочётов. Перед второй отметкой, за грамотность, указывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. В целом запись будет выглядеть так: С (Лог. Факт.) - Р. 0-2 4 I-V-Г 3-3-1 3 Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением отметок в классный журнал. За диагностические работы отметки «1» и «2», а за обучающие работы - «1», «2», «3» могут выставляться учителем на своё усмотрение. В журнал могут выставляться отметки за наиболее значимые классные и домашние письменные работы по русскому языку и литературе. Учителем может проверяться наличие письменных работ. В этом случае вместо отметки делается запись «См». При выставлении отметки за ведение тетради учитываются отметки, полученные за письменные работы, за соблюдение единого орфографического режима и наличие всех видов письменных работ. В качестве домашнего задания предлагаются те же виды упражнений (кроме диктанта), которые учащиеся выполняют на уроке. После проверки контрольных письменных работ учащимся, как правило, даётся задание на исправление ошибок или выполнение упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Работа над ошибками оценивается на усмотрение учителя. 5. Обязательный минимум контрольных работ по русскому языку и литературе РУССКИЙ ЯЗЫК Количество письменных работ по классам 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. И кл. Виды контрольных работ Базовый уровень Диктант Контрольная работа (тест, диктант с грамматическим заданием, комплексная работа) Изложение Сочинение Виды письменных работ по уровням обучения Базовый уровень Классное сочинение „омашнее сочинение Контрольная работа (тест, задания, предполагающие краткий и развернутый ответ, творческое задание, комплексные задания) 4 2 4 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 2 3 2 3 ЛИТЕРАТУРА Количество письменных работ по классам 5 кл. 6 кл. 7кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. И кл. 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 3 1 3 3 1 3 3 1 Основными видами классных и домашних письменных работ по русскому языку и литературе являются обучающие работы, к которым относятся: упражнения (по русскому языку), планы статей учебников, сочинения, изложения, письменные ответы на вопросы и т.п. По русскому языку и литературе проводятся письменные контрольные работы, которые имеют целью - проверить качество усвоения изучаемого программного материала. Содержание и количество контрольных работ определяются учителем с учётом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения контрольных работ учитель может отводить время всего урока или только его части. Количество и виды письменных работ целесообразно сверять и по авторской программе, которая положена в основу рабочей учебной программы учителя. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение учебного года, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти/полугодия/года. Контрольные работы не рекомендуется проводить на последнем уроке перед каникулами, т.к. нет возможности прокомментировать результаты, дать возможность учащемуся исправить отрицательную отметку. Не рекомендуется проводить контрольные работы и в первый день после праздника, каникул. Любой вид контроля анализируется, комментируется, организуется работа над ошибками. 6. Рекомендуемый минимум уроков развития речи и внеклассного чтения по литературе. Вн. чт. P.O. (творческие работы) 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 4 4 4 4 4 4 4 4 9 10 класс 11 класс базовый профиль базовый профиль класс ный ный 5 6 8 6 8 10 5 8 10 8 7. Рекомендуемые нормы чтения К_-ЭСС "Ч А 7-11 Чтение вслух (кол-во слов в мин.) 110-120 120-140 150 Чтение про себя (кол-во слов в мин.) 170 210 250 8. Критерии оценивания I Устные ответы по русскому языку и литературе. - Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку и литературе. - Развернутый ответ учащегося должен представлять собой связное, логически последовательное . : "щение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в : нкретных случаях. При оценивании ответа учащегося необходимо руководствоваться следующими критериями: полнота и правильность ответа; 2 степень осознанности, понимания изученного; 3 языковое оформление ответа. Степень выполнения учащимся общих требований к ответу Отметка «5» Учащийся: - полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; - демонстрирует понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; - излагает материал последовательно, правильно с точки зрения норм литературного языка. «4» Учащийся даёт ответ, соответствующий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и/или 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. «3» Учащийся демонстрирует знания и понимание основных положений данной темы, но: - излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; - не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; - излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. «2» Учащийся: - демонстрирует незнание более 50% соответствующего раздела изучаемого материала; - допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл; - беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка «2» отражает недостатки в подготовке учащегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. «1» Учащийся: - не знает или не понимает материал; - отказывается от ответа без объяснения причин. Отметка («5», «4». «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки учащегося отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учащимся на протяжении урока (выводится средний балл за урок), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и . ществлялась проверка его умения применять знания на практике. - 2 Письменные работы. 822.1. Тест. - Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего • : пичества вопросов. - тметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего ■ л ичества вопросов. - тметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов. - Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%5 : правильных ответов. - Отметка «1» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов. 82.2. Диктант. Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам .: временного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Требования к тексту диктанта. Словарный диктант Количество Количество слов Количество Объяснение лексического пунктограмм с слов значения непроверяемыми слова орфограммами 1 слово 15-20 5 2-3 2 слова 20-25 7 3-4 3 слова 25-30 10 4-5 4 слова 30-35 10 10 4 слова 35-40 10 15 Диктант Класс Количество Количество слов (самостоятельных и орфограмм2 служебных)1 5 6 7 8 9 90-100 100-110 110-120 120-150 150-170 12 16 20 24 24 * До конца первой четверти (а в 5 классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса. * Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице. * В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках). Рекомендуемые нормы оценивания диктантов Отметка «5» «4» «3» «2» «1» 0/0. 0/1. 2/2. 1/3. 4/4, 3/5, 7/7, 6/8. 8/8. 7/9. Число ошибок (орфографических и пунктуационных) 1/0 (негрубая ошибка) 0/4. 3/0. 3/1 (если ошибки однотипные) 0/7. 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) 5/9. 8/6 6/10. 9/7 и более Примечание. В период адаптации учащихся 5 классов к новым требованиям отметка «5» явжгт быть выставлена отдельным учащимся за 1 грубую ошибку. При оценивании диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и ■ -:<г. ад ионные ошибки: 5 переносе слов: _ правила. которые не включены в школьную программу; -:з еще не изученные правила; - з . л: а ах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; ■’ - передаче авторской пунктуации. При оценивании диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует в_• пг '.•та негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При - а. ошибок две негрубые считаются за одну. ?' негрубым относятся ошибки: з сп: зах-исключениях из правил; 2 з написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3 ■ случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от . злествительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 4 з случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался. - щ. —. -.е мог дать ему ответ. Никто иной не...: не кто иной, как; ничто иное не..., не что иное, как и • с: ветвенных именах нерусского происхождения; - з случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; " з пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка ~ :втеряется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, г от —ротик, грустный — грустить, резкий - резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отметка «5» не выставляется при наличии трёх и более исправлений. В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две отметки (за каждый вид работы). При оценивании выполнения дополнительных заданий (грамматическое, знание теории и подобные) рекомендуется руководствоваться следующим: - отметка «5» ставится, если учащийся выполнил все задания верно; - отметка «4» ставится, если учащийся выполнил правильно не менее 3/4 заданий; - отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий; - отметка «2» ставится за работу, в которой выполнено менее половины заданий; - отметка «1» ставится за невыполненную работу. Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант. 2_3. Словарный диктант. При оценивании словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим Отметка «5» «4» «3» «2» «1» Количество ошибок ошибки отсутствуют 1 -2 ошибки 3-4 ошибки 5-6 ошибок 7 ошибок Критерии пунктуационной грамотности. Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в *т.дд дении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые. ?' негрубым относятся: : диски в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия з гессоюзном сложном предложении и т.п.); Z : диски, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия :сновного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом не ставится. Постановка учащимся запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила; : । ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес. расположенный за рекой. - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения. Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа гднотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил сновано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном пунктуационные ошибки учитываются так же. как и орфографические. 8.2.4. Изложение и сочинение. Сочинение и изложение - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 5-11 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста изложений и сочинений. Класс 5 6 7 8 9 10-11 Объем текста подробное изложение 100-150 слов 150-200 слов 200-250 слов 250-350 слов 350-450 слов 450-500 слов сочинение 0,5 - 1.0 страницы 1.0- 1.5 страницы 1.5 - 2.0 страницы 2,0 - 3.0 страницы 3.0 - 4.0 страницы 5,0 - 7.0 страницы Указанный объём сочинений является примерным, потому что объём ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их дего развития, почерка. Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть единен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. Критериями оценивания содержания и композиционного оформления изложений и д: чинений являются: с гтветствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания; 1 л: лнота раскрытия темы; _тавильность фактического материала; _ следовательность и логичность изложения; —лзильное композиционное оформление работы. Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в ■ ' -естве фактических и логических ошибок и недочётов. Так отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих ■; численные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочётов в с .-держании. Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков чддшхся. принято считать богатство, точность, выразительность речи, её правильность, естность употребления языковых средств; поэтому изложения и сочинения оцениваются с ■: зрения следующих критериев: - ' гатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - правильность и уместность употребления языковых средств. Показателями богатства речи являются большой объём активного словаря, разнообразие грамматических форм и конструкций. Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, : т понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений). Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что учащийся понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Например, в художественном описании уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи. Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы, лексические и грамматические, и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания. Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами. Сочинение и изложение оцениваются по двум критериям: - за содержание и речевое оформление; - за грамотность (соблюдение орфографических, пунктуационных и грамматических норм). При выставлении отметки за содержание и речевое оформление необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм ’богатство, выразительность, точность). Основные критерии оценивания изложения и сочинения. 4 *1метк Л А «1» Содержание и речь 1.. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается лексическим богатством, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании или 1 -2 речевых недочёта. 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения 1. В работе допущены существенные отклонения. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Работа не соответствует теме. Допущено более 6 фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Скудная лексика, работа написана короткими Работа не выполнена или работа соответствует тем же требованиям, что и для отметки «2». но допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов. Грамотность Допмскаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки. или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк., или 7 пунк. при отсутствии Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 Более 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также более Примечания. 1. При оценивании сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить :ервую оценку за сочинение на один балл. 2. Если объём сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящем Положении, то при оценивании работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну. для отметки «3» на две единицы. Например, при оценивании грамотности отметка «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2— 2—3; «3» - при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—б. При выставлении отметки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание. 3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. 4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об исправлениях, об онотипных, грубых и негрубых ошибках, приведённые в разделе 2 («Диктант»), 8.2.5. Обучающие работы. При оценивании обучающих работ (например, упражнение) учитываются: > степень самостоятельности учащегося: 21 этап обучения; 31 объём работы; 4 чёткость, аккуратность, разборчивость письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы. отметки «5» и «4» ставятся в том случае, когда учащийся не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется селенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также ждтичием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов у • данного класса, для отметки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. При изучении нового материала на уроке - письменная работа на закрепление умения и алЕоЗса проверяется, но может не оцениваться. • 2 * Самостоятельные работы. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, дечиваются по нормам соответствующего или близкого вида. • ~ Выразительное чтение (наизусть). Требования к выразительному чтению: ’.тазильная постановка логического ударения. : г е лость чтения, соблюдение пауз. Правильный выбор темпа, выразительность чтения. - 2 : злюдение нужной интонации, постановка правильного логического ударения. Правильность и безошибочность чтения. т едка "5" - выполнены все требования. " етка "4" - не соблюдены 1-2 требования. ■ 'етка "3" - допущены ошибки по трём требованиям. ■ 'етка "2" - допущены ошибки более чем по трём требованиям. т /етка «1» - не выполняет требования, предъявляемые к выразительному чтению. • 2 ". Проектные работы. Отметка «5» ставится, если учащийся демонстрирует полное соответствие содержания д: клада и проделанной работы; правильно и чётко отвечает на все поставленные вопросы; умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. Печатный или -дектронный вариант соответствует требованиям последовательности выполнения проекта, ■стетическим требованиям. Грамотно и полно изложены все разделы. Имеются в наличии и качественно оформлены наглядные материалы (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). Технологические разработки соответствуют современным требованиям. Отметка «4» ставится, если учащийся демонстрирует соответствие содержание доклада и ддоделанной работы: правильно и чётко отвечает на все поставленные вопросы; умеет, в основном, . д'состоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. Грамотно и полно изложены все разделы. Печатный или электронный вариант соответствует требованиям - следовательности выполнения проекта; технологические разработки соответствуют современным -ребованиям; наглядный материал качественный, но количество его недостаточное. Отметка «3» ставится, если учащийся демонстрирует незнание большей части проделанной дроектной работы; не может правильно и чётко ответить на многие вопросы; не может самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. Печатный или -дектронный вариант не полностью соответствует требованиям проекта, не совсем грамотно изложены разделы, некачественный наглядный материал. Отметка «2» ставится, если учащийся демонстрирует незнание большей части проделанной дроектной работы; не может правильно и чётко ответить на многие вопросы; не может ./состоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. Печатный или -дектронный вариант не соответствует требованиям выполнения проекта. Неграмотно изложен все разделы. Наглядные материалы отсутствуют. Отметка «1» ставиться, если учащийся не выполнил (не предоставил) работу в установленный •чителем срок. ■ 2.8. Рефератные работы. Работа, в которой дословно переписаны текст учебника, пособия или аналогичная работа, i__ пшённая ранее, не оценивается, а тема заменяется новой. Необходимо соблюдать сроки и правила оформления реферата. Текст машинописный (аналог - компьютерный текст Time New Roman, размер шрифта 14, ■-егвал - 1.5), титульный лист не входит в указанное ниже число страниц. Работа должна быть ■ ддлсана и датирована, страницы пронумерованы: в конце работы даётся список используемой ■ "егатуры (3-5 источников). Примерный объём реферата: - а 5 классе - 1 страница; - • ~ классе - 1 -2 страницы; ■ классах - 2-4 страницы; - - - классе - 4-5 страниц; - 1 классах 5 и более страниц. Отметка «5» выставляется, если работа написана грамотно, в научном стиле, имеет чёткую структуру и логику изложения, точка зрения учащегося обоснованна, в работе присутствуют '7 :еры. мнения известных учёных в данной области. Учащийся в работе выдвигает новые идеи и зки. демонстрирует способность анализировать материал. Отметка «4» выставляется, если работа написана грамотно, в научном стиле, имеет чёткую структуру и логику изложения, точка зрения учащегося обоснованна, в работе присутствуют ..тлки. примеры, мнения известных учёных в данной области. Отметка «3» выставляется, если учащийся выполнил задание, однако не продемонстрировал . сбность к научному анализу, не высказывал в работе своего мнения, допустил ошибки в ■: тическом обосновании своего ответа. Отметка «2» выставляется, если учащийся выполнил задание формально, ответил на жданный вопрос, при этом не ссылался на мнения учёных, не высказывал своего мнения, не _7 . явил способность к анализу, то есть в целом цель реферата не достигнута. Отметка «1» выставляется, если учащийся не выполнил задание.